Эксперты уверены, что рынок бытовой техники и электроники в России имеет большие перспективы. Кризис заставил некоторых игроков поубавить свой пыл в открытии магазинов в России, а некоторых даже закрыть неприбыльные точки. Однако есть игроки, которые восприняли кризисный год, как год новых возможностей.
В декабре в Омске на одного игрока, да еще и европейского лидера, стало больше. В Семейном торговом центре МЕГА открылся первый магазин Media Markrt , на открытие которого в первые 6 часов работы пришло примерно 5000 омичей.
Генеральный директор компании «Медиа-Маркт-Сатурн» Бернд Гуральчик (БГ) поделился с корреспондентом Информационного агентства «Деловой Омск» (ДО) своим виденьем ситуации на российском рынке, его проблемах, планах компании и перспективах освоения местного рынка.
ДО: Какие требования вы предъявляете к городам, в которых открываются ваши магазины?
БГ: Нам интересны города-миллионники, а также крупные региональные центры. Так, помимо, например, Москвы и Санкт-Петербурга, где были открыты первые магазины сети, сегодня у нас действуют объекты в Тольятти и Краснодаре. Они, надо сказать, показывают результаты сопоставимые с результатами мегаполисов.
Если говорить о дальнейшем освоении Сибири, то, безусловно, нам интересны Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск, Новокузнецк, Кемерово, Томск. Мы верим, что данный регион обладает значительным потенциалом, поэтому, конечно же, не намерены останавливаться на одном объекте.
ДО: Бернд, скажите, почему первый магазин компании Media Markt открылся в Омске, а не в Новосибирске?
БГ: Очень хороший вопрос. Мы заинтересованы в освоении новосибирского рынка. Да, в Сибири стал первым Омск, наверное, в этом смысле мы ломаем стереотипы. Но надо понимать, что развитие нашей компании теснейшим образом связано с развитием коммерческой недвижимости, вводом торговых площадок. Мы рассматриваем несколько предложений в Новосибирске, но получилось так, что в Омске был подписан первый контракт. В этом не стоит искать какого-то символизма.
ДО: Планируете ли вы открывать магазины Media Markt в Омске и сколько?
БГ: Сегодня мы рассматриваем варианты открытия магазинов на нескольких площадках в Омске. Потенциально можно говорить о том, что город, аналогичный Омску, способен вместить до 4 объектов нашего формата. Какие торговые комплексы находятся в поле нашего зрения и каковы сроки реализации проектов, я, к сожалению, пока сказать не могу.
ДО: В свое время руководство строящейся на Левом берегу «Арены-Молл» заявляло об открытии магазина Media Markt на площадях комплекса? Это действительно так?
БГ: Наверное, руководство ТК «Арена-Молл» знает больше нас. Нам знакома эта площадка, переговоры были, но окончательное решение пока не принято.
ДО: Какой должна быть торговая площадь, чтобы вы ее выбрали в качестве площадки для размещения?
БГ: Важно понимать, что площадка подбирается не на год и не на два, а на десятки лет. Давайте посмотрим на примере омской МЕГИ. Этот объект, который имеет четкую и продуманную концепцию, расположен в районе с достаточно развитой инфраструктурой, имеет удобные подъездные пути, аудитория данного объекта - это не только жители ближайшего района, но и практически всего города. Нам важно иметь возможность располагать значительными торговыми площадями - в среднем это 3 - 5 тыс. кв.м. - которые позволят качественно представить весь наш ассортимент. Если мы видим потенциал площадки, то готовы открыть магазин и до 10 тысяч кв. м. - такой магазин действует у нас в Германии.
В Омске есть 2-3 площадки с хорошим подбором арендаторов. Нам важна концепция самого торгового комплекса и качество исполнения. В МЕГЕ хорошая навигация и удобное расположение арендаторов. Однако в городе существует много площадок, которые функционируют как старые несовременные комплексы. Их необходимо перестраивать, и они мало нам подходят.
Мы понимаем, что 2009 год был кризисным в том числе и для девелоперов. Естественно, что для компании, которая работает в сегменте розничной торговли, вопрос дальнейшего развития (то есть поиска подходящих площадок) - достаточно острый.
Нам удается находить определенные решения, устанавливать отношения с надежными партнерами, мы доверяем им - они нам. К сожалению, политика нашей компании не позволяет мне анонсировать планы нашей компании, но могу сказать точно, что в наступающем году магазинов будет открыто больше, чем в 2009, в течение которого мы ввели 6 новых объектов.
ДО: Выходили ли омские бизнесмены с предложением продать свой бизнес?
БГ: Нет, омские бизнесмены не выходили с подобными предложениями. Мы верим в свои собственные силы и придерживаемся стратегии органического роста бизнеса. К тому же нам необходимы определенные площади, а конкурентов с таким количеством квадратных метров мало.
ДО: Насколько сильно отличаются рынки бытовой техники и электроники России и Европы?
БГ: Если вы сравните рынок Европы и российский рынок, то вы увидите, что европейцы хорошо «экипированы», оборудованы техникой. Здесь, в России, этот процесс еще пока отстает, находится на несколько другом уровне.
Но в стране достаточно много молодых людей и семей. Мы понимаем, что они, улучшая свои жилищные условия, будут покупать технику для обустройства жилья. Наша задача в этом случае - предложить им ассортимент качественных и востребованных брендов.
ДО: В чем трудности российского рынка, работы на нем? Что удивило вас как европейца?
БГ: Находясь на российском рынке 3 года, мы понимаем, что проблемы различных рынков схожи, но в то же время российский рынок имеет свою специфику и особенности. Здесь, к примеру, требуется оформлять большее количество документов для открытия магазинов.
В Европе действует электронный документооборот, в России в связи с некоторыми ограничениями законов это не везде применимо. Так, ряд документации, связанной с уплатой налогов в Германии, передается с помощью Интернета. В России приходится все еще приезжать в налоговую службу, подписывать необходимые документы. Это же относится и к документообороту с партнерами, которые поставляют товар. Опять же в Германии можно обмениваться документами по электронной почте, в вашей стране необходимо обмениваться печатными комплектами документов.
Я уверен, что это вопрос времени и рано или поздно такие методики работы начнут действовать и в России. Думается, что для этого понадобится лет пять.
ДО: Какие группы товаров наиболее востребованы в России?
БГ: Безусловно, наиболее популярными являются такие товарные категории, как телевизоры, крупная бытовая техника, однозначно компьютеры и, конечно же, мобильные телефоны. И, что для нас было несколько неожиданным, востребованы фотоаппараты.
ДО: Как вы подходите к выбору кандидатуры на должность директора магазина?
БГ: Примерно за год до открытия магазина наш отдел персонала начинает проводить собеседования. Эта процедура проходит в три этапа и на последнем - остается несколько человек. Евгений Кочкуров, возглавляющий наш омский филиал, достаточно опытный директор. Но для того, чтобы лучше понять специфику нашей работы, без малого год он проходил обучение в одном из действующих магазинов.
Наша компания функционирует как децентрализованная структура. Это помогает нам быть гибкими. Директор должен управлять совершенно различными процессами, которые так или иначе связаны с функционированием магазина, и фактически выступать владельцем, самостоятельным управленцем, собственного магазина.
Добавить комментарий
Комментарии (1)