Сегодня, 23 июля исполняется 15 лет с момента реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров. Государственный план (или Президентская программа) подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации является масштабной и по многим параметрам уникальной Программой по подготовке современных высококвалифицированных менеджеров, реализуемая в Российской Федерации с 1997 года. Данная Программа реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства российской Федерации» от 23.07.1997г. и Постановлением Правительства Российской Федерации №177 от 24.03.2007г. в формате Государственного плана.
За 15-летний период реализации Государственного плана: около 70000 специалистов прошли подготовку в образовательных учреждениях, около 13000 стажировались на ведущих зарубежных предприятиях, более 3000 участвовали в стажировках в передовых российских компаниях, более 350 зарубежных специалистов прошли стажировку в России в рамках взаимных обменов. При обучении слушателей Президентской программы реализуется один из главных принципов опережающей подготовки элитных специалистов мирового уровня: принцип стратегического партнерства с промышленностью, наукой и бизнесом. Он заключается в том, что отечественные и зарубежные ведущие промышленные компании и фирмы, бизнес, научные структуры активно участвуют на всех этапах реализации Программы. В Программе реализована связь интересов федеральных органов власти (направления подготовки), региона (отбор специалистов, координация на местах), предприятия (проект), специалиста (обучение, социальная группа).
Начало Президентской Программе было положено в июне 1997 года в Денвере на саммите руководителей ведущих мировых держав, в котором Россия впервые участвовала в качестве полноправного члена «восьмерки». На этой исторической встрече первый Президент России Б.Н.Ельцин обратился к участникам с предложением поддержать программу подготовки молодых руководителей российских предприятий. При всей сложности экономической ситуации Россия демонстрировала готовность вкладывать значительные средства в развитие управления на предприятиях вне зависимости от их размера, отраслевой принадлежности и юридического статуса. Страна остро нуждалась в новых руководителях и новых управленческих технологиях. В обращении поддержать Президентскую Программу подготовки управленческих кадров руководство зарубежных стран впервые за весь период новейшей истории России увидело не политические декларации, а реальное стремление к переходу к новой экономической модели хозяйствования. И еще один аспект выгодно выделял эту Программу в глазах зарубежных партнеров среди многочисленных российских инициатив – Россия не просила денег, она просила поделиться знаниями и информацией в рамках стажировок, организуемых в ведущих мировых компаниях. В результате обращения Ельцина содействие Программе оказали 14 государств. На сегодняшний день для реализации Программы задействована эффективная инфраструктура: 77 региональных комиссий при высших исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, 26 региональных ресурсных центров, конкурсные комиссии. В реализации российского этапа подготовки принимают участие 102 лучших, отобранных на конкурсной основе, образовательных учреждений. За годы реализации данной Президентской программы Омский регион смог занять лидирующие позиции.
В Омской области за годы реализации программы:
- прошли подготовку 926 человек; в июле 2011 года завершит обучение еще 117 специалистов;
- прошли зарубежные стажировки – 223 человека;
- прошли стажировки на ведущих российских предприятиях – 64 человека;
- прошли стажировку на Омских предприятиях в рамках взаимных обменов 15 иностранных менеджеров. Таким образом, к 15-тилетию программы мы подошли с определенными наработками и результатами. Несмотря на уже достигнутое, программа постоянно развивается и совершенствуется. В зависимости от этапов развития экономики в программу включаются новые аспекты, которые помогают решать новые задачи, ориентированные на долгосрочную перспективу. В 2010 году решены задачи по переориентации Программы на направления модернизации российской экономики, внедрены образовательные программы повышения квалификации «Развитие предпринимательства» и «Менеджмент в сфере инноваций» и в текущем наборе 2012-2013 года на программу мы впервые заслушаем проекты мотивированных на обучение по данной программе специалистов.
В Омской области с 2007 года на территории реализуется «пилотный» проект подготовки руководителей сферы здравоохранения. Прошли подготовку 68 главных врачей и руководителей здравоохранения. Ведется подготовка по двум проектно-ориентированным программам профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» и «Управление развитием организации». С 2010 года прошел набор и обучение представителей сферы образования – высших и средних профессиональных учебных заведений, директоров школ по программе «А» - «Менеджмент в образовании», проходят обучение 12 руководителей сферы образования по программе типа «А» - «Менеджмент в образовании». В целях реализации данных направлений развития Президентской программы в 2011-2014 годах на сегодняшний день приняты следующие решения на федеральном уровне. Во-первых, в целях эффективной реализации региональных программ модернизации здравоохранения и региональных систем общего образования в 2011 году определено новое направление развития Программы - подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образовании. На федеральном уровне разработана Программа под названием «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 – 2014 годах», она утверждена по распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 сентября прошлого года № 1665-р. В соответствии с этой программой, за период с минувшего года и до 2014 годы планируется обучить 15 тысяч управленцев социальной сферы по 120-часовым программам повышения квалификации: «Менеджмент в сфере здравоохранения» и «Менеджмент в сфере образования». Впервые участниками Программы, учитывая значимости поставленных задач, будут государственные гражданские и муниципальные служащие – среди них: руководители и заместители руководителей органов управления здравоохранением и образованием муниципальных образований, а также регионального уровня.
Помимо этого, в рамках данных программ будут проходить подготовку также руководители и заместители руководителей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и образования, среди них - главные врачи и заместители главных врачей, а также директора школ и их заместители. Сквозное повышение квалификации, начиная от руководителей органов управления здравоохранением и образованием и завершая руководителями учреждений здравоохранения и образования, позволит создать единый подход при управлении модернизационными процессами. Во-вторых, в сентябре внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 – 2014/15 учебных годах» – срок действия Государственного плана подготовки управленческих кадров продлен до 2014/15 учебного года. Принято постановление Правительства Омской области № 272 – п от 28.12.2011, в соответствии с которым внесены изменения в сроки реализации программы и состав региональной Комиссии. В-третьих, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594 утверждена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы, в соответствии с которой теперь и технические высшие учебные заведения смогут осуществлять подготовку руководителей данного направления. Ежегодно региональная комиссия проводит оценку эффективности реализации проектов выпускников как с экономической, так и социальной направленности по отдельным этапам – после завершения обучения и по результатам проведенных стажировок. Кроме того, мы рассматриваем выпускников президентской программы как кандидатов в различные виды резервов управленческих кадров и участвуем в их продвижении, карьерном росте и расширении функциональных возможностей.
Добавить комментарий
Комментарии (0)