13 мая 2025, Tuesday, 20:05 Погода в Омске
Добавить в избранное
   

Через тернии – к банковским брендам

В стремлении стать "ближе" к клиенту банки тратят огромные деньги на рекламу. В прошлом году пятерка крупных российских банков на "двигатель торговли" израсходовала в совокупности около 30 млн. долларов. В нынешнем году все аналитики уверены, что эта цифра станет намного больше.

 Есть банки - нет ассоциаций

 Что бы ни говорили скептики о падении эффективности рекламы, рекламные бюджеты банков только увеличиваются. И реклама, конечно, работает (это я  господам, которые постоянно в этом сомневается). Работает. Но вот парадокс: уровень знания банков, несмотря на масштабный и практически непрерывный поток рекламы,  у россиян не повышается.

 Осенью прошлого года проводилось исследование на знание банковской рекламы. Итоги его были неутешительными: граждане не помнят ни роликов, ни слоганов, и, что куда более страшно - самих банков.

 Впрочем, нет. Самое страшное даже не это, а  то, что и знакомые людям названия банков не вызывают у них практически никаких ассоциаций. На бытовом уровне это выглядит так: да, знаю, слышал, но ничего сказать не могу.

Позвольте говорить от лица простого человека, чья голова не набита бенчмаркетингами, бренд-аудитами, эластичностью спроса и проч. Словом, от лица того, на кого авторы этих терминов ведут охоту - потребителя.

Итак, потребитель. На улицах почти любого города, особенно крупного, он постоянно видит самые разные банки. В России их теперь не просто много, а очень много, но вот беда: за этими вывесками, даже причудливыми и красивыми, для рядового потребителя ничего не скрыто. Пожалуй, четкие ассоциации у сограждан есть только со Сбербанком. Еще  с парой-другой банков у среднестатистического россиянина связаны какие-то полупризрачные ассоциации.

Альфа-Банк со всеми находит общий язык и когда-то судился с Коммерсантом... ВТБ  - государственное "дитя", а недавно предлагал стать его акционером... А УРАЛСИБ - это бывший Никойл, и фасады и офисы его все выкрашены в сине-зеленый цвет... Хоум Кредит фигурировал во всех публикациях о скрытых комиссиях... А как же остальные?

Увы, никак. И пока это "никак" остается для наших банков нормой жизни, ничего в глобальном плане не изменится: "продуктовая" реклама будет приносить сезонных клиентов, или работать на основного конкурента - на Сбербанк. В конце концов, пусть там очереди, но зато я знаю, ЧТО я получу.

Ведь давно известно, что неизвестность хуже дурных новостей. Взять хотя бы незабвенный Макдоналдс. Многие морщатся при его названии, но спросите кого угодно про место "где можно быстро и дешево поесть" - что ответит большинство людей? А чем меня накормят в банке "Электроника"? Не знаю. Оттого и страшно.

Не Сбербанком единым...

Сейчас мы все умные, и друг за другом повторяем, что бренд - это не только логотип и фирменный стиль. Бренд должен вызывать какие-то эмоции и ассоциации, и чем они определеннее - тем сильнее бренд. И вот бренд-консультантов в России все больше, а число банковских брендов замерло где-то чуть ли не нулевой отметке. И все это несмотря на ребрендинги, на которые, кстати, тратятся огромные суммы. Несмотря на приезжих "гуру", которые соловьями разливаются на профильных конференциях и всегда сделать вам "красиво".

Создается впечатление, что рекламный финансовый рынок сейчас - это некий Митинский радиорынок, на котором все, по сути, продают одно и то же, и по одинаковым ценам (как, собственно, и банки). А если предлагают дешевле, то это или брак, или обман (вспомним пресловутые скрытые комиссии). И ошалевший от такого количества одинаковых предложений человек сначала ходит по рядам, а потом заходит наугад в первый павильон и что-то покупает.

Но ведь банковская реклама - это не радиорынок, и здесь недостаточно громче всех кричать, или даже тратить бешеные деньги на рекламу.

Необходимо понять главное: если услуги и прайсы у всех банков почти одинаковые, то одно из основных средств, при помощи которых можно приобретать и удерживать клиентов - это иметь свое лицо. 

Пока обычный человек не будет понимать, ЧТО именно он получит в каждом конкретном банке - никакой стабильности и долговременности не будет. Привлеченный рекламой и выгодным предложением, клиент может придти в банк. И столь же легко уйти к другому предложению. А если он придет в КОНКРЕТНЫЙ банк: Промсвязьбанк, Связь-банк, да куда угодно - он из него так просто не уйдет. Потому что банк для него будет не просто офисом с вывеской, но и носителей неких идей и ценностей.

Рекламные акции, проводимые в зависимости от "выброса" на рынок некого предложения и не имеющие четкой системы, дают лишь кратковременный эффект. Простое изменение фирменного стиля, при котором нет изменения позиционирования - бессмысленно. Во всем должна быть система: в рекламных кампаниях, в методах обслуживания клиентов, фирменном стиле.

Когда россияне будут твердо знать, что банк X - это банк, в котором можно все сделать максимально быстро и просто, а в банке Y ориентированы, в основном, на клиентов с доходом выше среднего  - лишь тогда мы сможем сказать, что в России есть банковские бренды.

Конечно, можно возразить, что это - утопия, и что в России так много банков, что брендами стать дано не всем. Это безусловно. Пока бренд у нас, по сути, один. А в будущем все крупные банки должны стать брендовыми.

Вот тогда мы сможем говорить о том, что реклама по-настоящему эффективна, а клиенты - лояльны.

Топ-10 банков-рекламодателей в 2006 году:

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ВНЕШТОРГБАНК

CITIBANK

БАНК МОСКВЫ

ИМПЭКСБАНК

DELTA BANK

КИТ-ФИНАНС

БАНК СОЮЗ

БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ

УРАЛСИБ

 Евгения Евмененко, Агентство массовых коммуникаций Advertology.Ru


Комментарии (0)

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Повторите код:

Ваш комментарий будет первым

Омские банки

Банкиры встретились с журналистами и раскрыли все свои профессиональные секреты

Что сегодня можно купить за ипотечный кредит?

Где платят сегодня самые большие проценты по вкладам

 

INFOMSK

Букмекеры определили фаворитов Евровидения 2016
Традиционно за несколько месяцев до Евровидения интернет букмекерские конторы открывают прием ставок на имя победителя и предлагают собственные списки фаворитов. В этом году песенный конкурс пройдет в Стокгольме с 10 по 14 мая. Мероприятие соберет небывалое количество участников из 43 стран. Это, кстати, рекорд за всю историю песенного конкурса.

«Омскими городскими СМИ» будет управлять Владимир Кем
Экс-директор и главный редактор газеты «Новое обозрение» Владимир Кем стал руководителем ЗАО «Омские городские СМИ».

В ночь с субботы на воскресенье не забудьте перевести часы

На одном из социальных рынков обнаружили ртуть

Девять мобильных центров занятости приступают к работе в Омской области