За 11 лет Юлия Привалова сделала из маленького бизнеса по продаже книг на иностранных языках крупную компанию с несколькими направлениями деятельности и начала осваивать новосибирский рынок. Однако флагманом своего бизнеса она все-таки считает учебные центры «Джей энд Эс».
Сегодня г-жа Привалова рассматривает разные варианты для дальнейшего развития своего бизнеса. Это и выход в новые регионы, и продажа франшизы.
О том, насколько «лингвистический» бизнес является экономически сложным, какие направления сегодня перспективны и востребованы, а также как следует выстраивать бизнес в период становления и роста директор компании «Джей энд Эс» Юлия Привалова (ЮП) рассказала корреспонденту Информационного агентства «Деловой Омск» (ДО).
ДО: Юлия Витальевна, сегодня у вас большая компания, которую многие знают только как учебные лингвистические центры «Джей энд Эс». Однако этим ваш бизнес не ограничивается. Расскажите, с чего все начиналось, и какие направления деятельности вы сегодня развиваете.
ЮП: Наша компания начала работать на омском рынке в далеком 1996 году. Бизнес начинался с того направления, как продажа учебной литературы. Мы сотрудничали с зарубежными издательствами, и первые центры, которые мы открывали, они создавались как раз таки для апробации книг. Мы сотрудничали со школами, а наши партнеры работали с Министерством образования РФ.
В 1998 году, когда случился кризис, мы активизировали свою работу именно в плане развития учебных центров. Почему? Потому что книги стали для нас не очень выгодными, ведь их продажи резко упали. 11 лет назад нам удалось сделать резкий скачок в развитии, и сегодня именно учебный центр стал нашим лидирующим направлением.
Все-таки книжное направление в нашем бизнес-портфеле сохранилось. Хотя в Омске оно развивается не так успешно, как в других городах. И причина тут кроется в том, что эти книги используются только на лингвистических курсах, но не используются в школах.
Второе направление, наш флагман, учебный центр. В последние годы популярным в Омске стало обучение за рубежом. Наши клиенты интересуются академическим обучением, омичи отправляют своих детей обучаться в университеты Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канады. В активе мы имеем и организацию индивидуальных туров. Это наш туристический центр.
Кроме того, в нашем портфеле фитнес-клуб «Озон», который в январе-феврале переезжает на новые площади. Раньше мы его воспринимали как бизнес для души. Теперь кроме тренажерного зала мы делаем и зал групповых тренировок. По крайней мере, нам хочется попробовать поработать в этом направлении. Посмотрим, что из этого получится.
Также очень активно развивается выполнение переводов. Я бы даже сказала, что последние три года очень успешно. Мы наладили сотрудничество с другими городами. Наши переводчики стали выезжать в другие регионы.
Кроме того, мы первыми в Сибири и вторыми в России открыли Международный экзаменационный центр. Теперь всем жителям региона доступна сдача Кембриджских лингвистических экзаменов.
ДО: А был ли такой вид бизнеса, который развивался не очень успешно в Омске или от которого пришлось отказаться?
ЮП: Пока не очень удачным можно считать прием иностранцев в Омске. И не потому, что у нас нет сил и средств. Причины другие, в первую очередь, потому что приезжает их очень мало.
В истории нашей компании было и бизнес-образование. Мы пробовали запустить и развить это направление в Омске. Причин для этого было несколько. Во-первых, мы понимали, что нам самим не хватает знаний, а значит, необходимо обучить своих сотрудников. Тренеры, которых мы находили в Омске, нас не очень устраивали. Для реализации этого проекта мы создали партнерство тренеров-консультантов Сибири, мы нашли необходимых специалистов, обучили свой персонал. Был хороший состав клиентов – «Омский бекон», Омскэнерго, Омсквинпром и т.д. Но потом мы перешли в пассивное состояние на 2 года, т.к. начали выход на новосибирский рынок со своими учебными центрами и приняли решение, сосредоточиться на нашем флагманском направлении.
ДО: По нашим сведениям, несколько лет назад стартовал новый проект «Центры раннего развития детей от года до семи лет». Насколько он сегодня успешен и каковы дальнейшие планы?
ЮП: Иностранные языки являются неотъемлемой составляющей обучения в центрах. В зависимости от возраста варьируется количество предметов. Есть достаточно своеобразные предметы. Например, научная лаборатория.
Детский центр интересен тем, что обучение и развитие основано на трех блоках: подготовка к школе (развитие речи, иностранный язык, математика и др.), эстетический блок (музыка, хореография и др.) и развивающий блок, в который входит та самая научная лаборатория, объединяющая несколько предметов (географию, биологию, химию).
В центре очень сильный педагогический состав, который использует различные методики, их комбинирует и формирует свои собственные авторские методики.
Второй центр развития детей в Омске откроется на нынешней площади фитнесс-центра «Озон». Аналог открывается и в Новосибирске.
ДО: Как кризис повлиял на бизнес? Ощутили ли вы спад?
ЮП: Безусловно, кризис повлиял. Хотя, наверное, на фоне других видов бизнеса – это незначительное падение. Прошлой осенью мы заметили, как люди стали экономить, а уже позже стали люди снова возвращаться. Люди стабилизировали себя, поняли на чем могут экономить, а на что нужно потратиться.
ДО: Какова конкурентная среда, насколько конкурентов много и в Омске, и в Новосибирске? И в чем сложность такого специфического бизнеса?
ЮП: Рынок развивается, у нас появляются конкуренты и слава богу! Это позволяет нам внимательно относиться к качеству услуг. В этом плане нам, наверное, очень сильно помог Новосибирск. Когда мы зашли в этот город, то сразу увидели все свои промахи здесь. Там конкурентов намного больше. Около 50 компаний работают в нашем сегменте. В Омске наберется не больше 15 компаний, но у нас очень активно работают репетиторы.
Бизнес, надо сказать, экономически сложный. Не зря конкуренты не могут «подняться». Я помню, когда мы переживали период становления. Это сложное время для компании. Когда начинается рост бизнеса, важно быстро сформировать корпоративную культуру. Кроме того, сложно жить на арендованных площадях. Сейчас мы находимся в основном на своих площадях. Да, у нас есть арендованные, но их немного. Момент перехода на свои площади, тоже достаточно тяжелый период для компании. Приходиться «затянуть пояс потуже». Хотя, в сегодняшней ситуации лучше, наверное, арендовывать помещения.
ДО: Какова численность персонала в компании и какое внимание вы уделяете его развитию?
ЮП: Сегодня в компании в общей сложности, включая Омск и Новосибирск, трудится 300 человек, более 2/3 из которых – педагогический состав и именно он наше конкурентное преимущество. Надо сказать, что часть из преподавателей являются экзаменаторами Кембриджского университета.
Несколько раз в год мы проводим мастерские, отправляем преподавателей на обучение за рубеж. Существует четыре системы мотивации, введен рейтинг преподавателей, а от этого зависит их категория, а значит и зарплата. Мы поощряем персонал и за тот вклад, который они вносят в развитие центров.
Сейчас мы запускаем внутрикорпоративные гранты, для тех преподавателей, которые хотели бы реализовать какие-то инновационные проекты.
ДО: Какие планы развития бизнеса вы рассматриваете? Экспансия, франшиза, другие направления?
ЮП: У нас есть разные варианты дальнейшего развития. Первый – это развитие учебного центра путем захода в другие города, например, Барнаул, Томск или Кемерово. В Томске, например, есть команда, которая готова начать работу, но у них нет средств. Рассматриваем совместный запуск проекта в этом регионе. Да, мы могли сделать это еще в прошлом году, если бы не кризис. Мы просто не стали рисковать.
Второй вариант – это «франшизный» путь. В первую очередь, продажа франшизы рассматривается как способ захода в Казахстан. У нас уже сформирован франчайзинговый пакет. В Казахстане, чтобы заниматься предпринимательством, нужно либо иметь вид на жительство, либо быть гражданином республики. Уверена, что мы найдем вариант работы там: это будет либо франшиза, либо партнер, который поможет создать нам бизнес.
Из одного города нам уже пришла заявка на франшизу, но мы приняли решение не продавать ее, а открыть учебный центр совместно.
С точки зрения развития, нам, наверное, было бы интересно купить какую-то франшизу. Мы уже ездили на выставку By Brand в Москву, где много общались. Сейчас идет скорее самоопределение с бизнесом, в каком направлении мы бы хотели работать и стоит ли. О том, как создать бизнес по франшизе, с какими проблемами можно столкнуться и как их решать, я попытаюсь рассказать в ходе онлайн-конференции на городском информационном портале infomsk.ru.
ДО: О некоторых из них можете рассказать уже сейчас? Скажем так, в качестве примера.
ЮП: У работы по франшизе есть и положительная, и отрицательная сторона. Во-первых, задумываясь о покупке франшизы, надо очень хорошо понимать насколько компания устойчиво стоит на рынке, работала ли она уже по франшизе. Лучше всего пообщаться с теми, кто уже работает с ними по франшизе, насколько они помогают поставить бизнес, насколько они хорошо передают технологию ведения бизнеса.
Кроме того, у нас достаточно непростое законодательство. Франчайзер должен иметь все документы на бренд или марку, заключить договор концессии. Технология ведения бизнеса должна быть четко прописана, а лучше всего – запатентована. За рубежом все намного проще. Если бизнес уже передается по франшизе, то, как правило, это качественный бизнес и проблем с ним не должно быть.
Добавить комментарий
Комментарии (0)