05 мая 2025, Monday, 07:05 Погода в Омске
Добавить в избранное
   

Месяц отдыхаешь в кредит – год расплачиваешься!

Кредит на турпоездку, как самостоятельный инструмент банковского кредитования появился в России сравнительно недавно: три-четыре года назад. Сегодня он развивается высокими темпами, как, впрочем, и вся сфера потребительского кредита. Но если раньше инициаторами нововведения выступали банки, то сегодня туристический сектор способен если уж не перехватить инициативу, то в значительной степени "очеловечить" эту услугу.

Классической кредит на трупоездку предусматривает оплату клиентом части покупаемой услуги (до 20 – 30% стоимости пакета услуг турфирмы). На остальную сумму подписывается заемный договор с турфирмой (при посредничестве банка), согласно которому заемщик обязуется выплатить долг в определенный срок, обычно от шести месяцев до трех лет. В зависимости от этого назначается и процентная ставка: краткосрочный (шестимесячный) кредит можно получить и под 7 – 8% годовых, долгосрочный – под 15 – 30%, а то и более. Плюс к этому расходы на оплату разовых услуг: открытие счета в банке, перевод банком денег на счет турфирмы и т. д. Плюс ежемесячно 2 – 3% начислений за обслуживание кредита.

"Туристический" кредит – частный случай связанного кредита или "неотложки", когда оформление ссуды и сроки ее предоставления максимально упрощены и сокращены за счет более высоких процентных ставок. Например, "БЫСТРОкредит", выдаваемый Банком Москвы на сумму от 5 000 до 100 000 рублей, можно получить в течение часа. В ДельтаБанке моментальную кредитную карту Visa Electron Instant на сумму от 10 000 до 90 000 рублей выдают за 15-20 минут. Для этого требуется только российский паспорт и еще какой-нибудь документ, удостоверяющий личность (загранпаспорт, водительские права, иногда – просто служебное удостоверение).

Если вы оплачиваете свою поездку на отдых или часть связанных с ней затрат кредиткой, такие расходы также вполне можно отнести к "кредиту на отдых". Просто этот механизм более универсален и менее очевиден. Он же вплотную подводит нас к дефиниции тех, кто является потенциальными пользователями различных форм туристического кредита. Российский средний класс, не говоря уже о людях состоятельных, давно освоил безналичные расчеты по банковским кредитным карточкам. Причем популярность их в последние годы неизмеримо выросла.

В крупных городах пластиковыми картами активно пользуется уже каждый второй житель. Среди них с каждым днем все больше менеджеров среднего звена, работников бюджетной сферы, домохозяек, студентов – словом, тех, кого к состоятельным людям отнести трудно. Конечно, отчасти этот феномен объясняется стремлением многих работодателей перевести "на пластик" выдачу "белой зарплаты": при безналичном перечислении этих средств они выигрывают на налогообложении. Но все-таки главный фактор – общий, резко усиливающийся интерес населения к кредитованию в целом и к пластиковым карточкам в частности как к наиболее удобному для физических лиц инструменту получения заемных денег.

Правомочен ли вывод, что держатели кредитных карт в основной своей массе к дополнительным механизмам кредитования своего отдыха не прибегают? В значительной степени так оно и есть. Мнение, что всевозможные скидки в туриндустрии обеспечивает только схема связанного кредита, выглядит надуманным: солидные банки уже не первый год активно внедряют в клиентскую среду карты международных платежных систем, таких как Visa и MasterCard. Их владельцы пользуются большим набором дисконтных механизмов, в том числе и в сфере туризма – значительное число туроператоров, турагентств, авиакомпаний и отелей связаны с этими системами разветвленной сетью взаимных обязательств.

Практика показывает: самая активная категория граждан, которая использует целевое кредитование на покупку турпутевок, – малообеспеченные слои населения, преимущественно молодежь. Причем подобное положение вещей в значительной степени объясняется не только экономическими факторами, но и психологическими мотивациями. Главная специфика кредитования в туристической сфере в отличие от обычного потребительского кредита – его обманчиво нематериальный характер. Телевизор – это реально!

Вот он стоит, его и потрогать можно, и переключить на другой канал. А поездка, смена экзотических декораций, быстро выцветающий загар – это как приятный сон: вроде бы и хорошо было, а вроде бы и не было совсем. Отсюда – некая заторможенность у людей среднего и старшего возраста, их настороженное отношение к туристическому кредиту: "Потрачу деньги, а на что – непонятно". Молодежь в этом плане более восприимчива, и отнюдь не потому, что она легкомысленнее: это иное поколение, иной менталитет, иная шкала ценностей, молодежь более склонна к жизни в кредит, поскольку она расценивает заемные деньги как совершенно приемлемый, разумный способ немедленного повышения качества жизни.

Второй психологический барьер – "прошлость" потребленного кредита. Не погасил вовремя задолженность по автомобилю или холодильнику – их могут взыскать, потеря ощутима. А путешествие и отпуск уже закончились. Необходимость рассчитываться за полузабытое удовольствие досадна. "Прошлость" – это не только фактор финансового риска, она носит и сдерживающий характер: даже у добросовестного клиента, расплатившегося по кредиту с турагентством или банком, в душе остается неприятный осадок. Прежде чем повторно воспользоваться схемой заемного финансирования турпоездки, многим требуется преодолеть совершенно безотчетный, логически труднообъяснимый барьер "прошлости".

Третий и наиболее очевидный фактор: россиянам в случае материальных затруднений проще, быстрее и выгоднее занять деньги у знакомых, а не выпрашивать кредит в банке, как бы его в этом ни убеждали. Причем, ключевое здесь слово – "выгоднее": гражданский менталитет наших соотечественников все еще мало приемлет "справедливое ростовщичество", и требовать нормальные, эквивалентные банковским, выплаты процентов с денег, одалживаемых друзьям, а уж тем более – родственникам, у большинства из нас, как говорится, "язык не поворачивается".

А теперь – об реальном процессе оформлении кредита на отдых. В одном из столичных турагентств, куда эксперты НАП РФ заглянули, чтобы проверить сообщение потребителя, пришедшее на сайт EXPERTIZA.RU им предложили заполнить совершенно невероятный документ... Называется он "Анкета заемщика" и состоит из шести (!) страниц. Ну, паспортные данные, адрес регистрации, адрес фактического проживания, место работы – это нормально. "Зарплата и другие доходы" – уже вмешательство в личную жизнь, хотя отчасти и понятно: кредитору нужны определенные гарантии возврата денег. Но дальше – откровенный беспредел: кредитора интересует образование вплоть до курсов повышения квалификации, номер и серия предыдущего паспорта заемщика; девичья фамилия жены, метраж жилой площади в его квартире; все движимое имущество, которым он владеет (вплоть до марки и номеров автомобиля); выплачивает ли заемщик алименты и сколько; наконец, какие у заемщика имеются на руках патенты и лицензии.

На справедливое замечание о том, что заемщик не собирается просить в долг миллион долларов, а хочет просто отдохнуть в свой законный отпуск, не "заморачиваясь" бумагомаранием милая девушка "на голубом глазу" ответила: "Нежелание заполнять какие-либо графы анкеты расценивается как основание для отказа. И вообще, даже если вы и заполните эту анкету, банк, выступающий партнером нашего турагентства, вправе затребовать дополнительные, документальные подтверждения представленной вами информации". Понятно, что пользоваться услугами этого туристического агентства нашим экспертам совершенно расхотелось... Случай – не самый типичный. Но, увы, довольно распространенный.

Как ни странно, но туристический кредит, как рыночный финансовый механизм сегодня действительно на подъеме, сфера его применения и объемы оборотных средств растут – уже 7% россиян отправились в этом году на отдых в кредит. В этой сфере работают такие структуры, как: "Первое ОВК", Гута-банк, Промбизнесбанк, Финансбанк, ВУЗ-банк, Сити-банк, Альфа Банк Экспресс, МДМ-банк, Сбербанк, австрийский Райффайзенбанк.

О снижении процентной ставки и упрощении процедуры оформления кредита уже говорилось. Они и определяют потребительскую привлекательность кредита на отдых. Но немалую роль играют и новые заемные продукты. Пока туристические компании в большинстве случаев предпочитают продавать в кредит лишь готовые турпакеты с определенным набором услуг. Расширение географии таких поездок и спектра предлагаемых в них услуг – один из путей стимулирования финансового туризма.

Другое очевидное направление – совершенствование дисконтных программ сопровождения туризма в кредит. Помимо собственно кредита клиент может получить от заимодавца целый комплекс скидок на товары и услуги от компаний-партнеров данной кредитной организации. Банки сотрудничают не только с туроператорами, но и с авиаперевозчиками, владельцами отелей, страховыми и другими компаниями, деятельность которых связана с туризмом. Речь уже идет о тех же дисконтных схемах, которые уже успешно работают на держателей международных платежных карт – Visa, MasterCard и других.

К сожалению, при всей его массовости для банков туристический кредит все ещё не является профилирующим и вряд ли когда-нибудь станет стратегически важным сегментом. Поэтому банки воздерживаются от крупномасштабных, высоко затратных рекламных кампаний – в отличие от других программ потребительского кредитования. Иное дело турфирмы: для них кредитное финансирование – инструмент, рассчитанный на долгосрочную перспективу, к тому же вполне способный стать решающим конкурентным преимуществом.

Системное снижение рисков (благодаря все тем же кредитным бюро и скорингу) способно создать ситуацию, когда крупным турфирмам становится проще и выгоднее предоставлять путевки в кредит без участия банка. Понятно, что при этом компания полностью принимает на себя риски, связанные с возможностью невозврата кредита. Но очевиден и выигрыш: клиенту, конечно же, удобнее решать все свои вопросы в одном офисе, ведь банк, как правило, требует личного присутствия покупателя кредитного тура в одном из своих офисов. Самое главное – взяв риски полностью на себя, турфирма может вовлечь в кредитную сферу наиболее привлекательный для клиентов сегмент "горящих путевок". В результате – выиграет клиент-заемщик: спектр предоставляемых ему услуг будет неуклонно расширяться!

Источник:Credit.ru


Комментарии (0)

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Повторите код:

Ваш комментарий будет первым

Омские банки

Где платят сегодня самые большие проценты по вкладам

Банкиры встретились с журналистами и раскрыли все свои профессиональные секреты

Что сегодня можно купить за ипотечный кредит?

 

INFOMSK

Букмекеры определили фаворитов Евровидения 2016
Традиционно за несколько месяцев до Евровидения интернет букмекерские конторы открывают прием ставок на имя победителя и предлагают собственные списки фаворитов. В этом году песенный конкурс пройдет в Стокгольме с 10 по 14 мая. Мероприятие соберет небывалое количество участников из 43 стран. Это, кстати, рекорд за всю историю песенного конкурса.

«Омскими городскими СМИ» будет управлять Владимир Кем
Экс-директор и главный редактор газеты «Новое обозрение» Владимир Кем стал руководителем ЗАО «Омские городские СМИ».

На одном из социальных рынков обнаружили ртуть

Девять мобильных центров занятости приступают к работе в Омской области

В ночь с субботы на воскресенье не забудьте перевести часы