Омская область активно включилась в реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" и связанных с ним программ развития. В строительном комплексе наблюдается значительный рост объемов инвестиций, увеличение объемов производства, общее улучшение экономической ситуации.
В составе строительного комплекса – 1866 подрядных организаций, 160 предприятий стройиндустрии, занято около 48 тыс. человек (7,5% общей численности работников Омской области). В течение последних двух лет происходит значительное обновление основных средств в отрасли, вводятся в эксплуатацию новые производственные мощности. Минстроем разработана Программа развития и модернизации предприятий промышленности строительных материалов Омской области на 2006 – 2010 годы. Планируемый объем инвестиций по Программе из всех источников финансирования в 20072008 годах составит 1 млрд. 300 млн. рублей.
Размер среднемесячной зарплаты по отрасли "Cтроительство" в сентябре
2006 года составил 11691 рубль (на 23% выше прошлогоднего уровня), по отрасли "Промышленность строительных материалов" – 9188 рублей (в 1,6 раза больше уровня 2005 года).
Однако положительная динамика экономического развития отрасли во всей
остроте выявила недостатки в кадровом обеспечении строительных организаций.
Сегодня, в самый ответственный для отрасли момент, когда как воздух требуется внедрение новых технологий, запуск современных производственных линий,наращивание объемов производства для реализации национального проекта, обостряющийся с каждым годом кадровый дефицит грозит стать тормозом на пути раз
вития стройиндустрии. Ежегодный дефицит строительных кадров оценивается в две тысячи специалистов. Без решения вопроса о подготовке квалифицированных каменщиков, кровельщиков, штукатуровмаляров региону с каждым годом все труднее будет даваться
очередной строительный рубеж. Одиннадцать профтехучилищ ежегодно выпускают для строительной отрасли региона около девятисот квалифицированных специалистов. Однако до стройплощадки из них в лучшем случае доходит половина. Одних забирает армия, другие выбирают иное профессиональное направление, третьи хоть и приходят по окончании ПТУ на стройку, увольняются в течение первых несколь
ких недель, оказавшись неготовыми к этой трудной мужественной профессии. Проблема недостатка строителей берет начало в девяностых годах. Тогда из-за невостребованности специалистов этого профиля профтехучилища, готовившие рабочие кадры, в срочном порядке переквалифицировались на обучение более модных на тот момент профессий. Некоторые ПТУ в связи с сокращением объемов
строительных работ и ликвидацией ряда строительных организаций, лишившись постоянной шефской поддержки, незаметно исчезли с рынка образовательных услуг. Мастера производственного обучения из профессии ушли, методическая база и учебные программы оказались утеряны. Сегодня кадровый вопрос является важнейшим в комплексе проблем развития строительной отрасли.
Освоение новых систем домостроения, производство и применение современных материалов предъявляют повышенные требования к квалификации персонала строительных организаций.Надо признать, что сегодня профессиональное образование отстает от требований дня. Анализ количественных и качественных показателей подготовки рабочих кадров показывает, что, вопервых, училища готовят мало специалистов строительных специальностей, а вовторых, перечень профессий не отвечает требованиям времени. Выходом из создавшейся ситуации должно стать восстановление крепких производственных связей между профтехучилищами и предприятиями и обновление учебных программ по новым профессиям в соответствии с потребностью строительных организаций. В этом отношении в текущем году Министерством предпринят ряд мер. Совместно с Министерством образования, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, СибАДИ, Союзом строителей Омской области и Профсоюзом строителей создан
Координационный совет по вопросам подготовки кадров.
Совместно с Федеральной службой занятости населения по Омской области
разработан План мероприятий по созданию условий для комплектования кадрами строительных организаций. На основе проведенного специалистами Минстроя мониторинга определены плановые показатели подготовки кадров для строительной отрасли. Анализ этих данных показывает, что самую острую нехватку строительные организации испытывают не только в таких массовых профессиях, как каменщики и штукатурымаляры, но и в кровельщикахизолировщиках, электриках и электромонтерах, плиточникахоблицовщиках.
Для решения проблемы комплектации строительных организаций местными
строительными кадрами Министерством совместно с Союзом строителей Омской области разработаны мероприятия по подготовке и повышению квалификации строительных кадров на период до 2010 года. В рамках мероприятий предусматривается создание базовых центров начального профессионального образования с участием шефских строительных организаций, меры по повышению престижности строительных профессий, пропаганды передовых методов труда. План мероприятий утвержден в марте 2006 года.Основное мероприятие – это создание базовых центров начального профессионального образования. Такие центры должны создаваться в результате тесного сотрудничества профессиональных училищ и строительных организаций. В результате опроса, проведенного Союзом строителей Омской области, за 11
профессиональными училищами были закреплены 14 шефских организаций строительного комплекса. Здесь уместно будет напомнить, что в Омской области более 1800 строительных организаций, из них около 60 крупных и средних. Однако даже те 14 организаций, выразивших желание осуществлять шефство над профессиональными училищами, не всегда ответственно подходят к своим обязанностям.
С училищем № 3 заключили договоры на прохождение практики учащихся Завод строительных конструкций №1 (директор Душко В.И.), ЗСЖБ № 5 (директор Никитин П.А.), ЗСЖБ № 7 треста №4 (директор Барановский И.П.). Но больше никакой практической помощи училищу эти предприятия не оказывают. А "Омскстройматериалы", также закрепленные за училищем № 3, даже соглашения не заключили. Видимо, руководителю этого предприятия, Михаилу Ольшанскому, не нужны наладчики технологического
оборудования и другие специалисты. За училищем № 40 закреплен строительный Трест № 7. Здесь дальше разговоров дело также не пошло. Училище самостоятельно вынуждено пристраивать своих учащихся на практику в другие организации по 23 человека.
Не избалованные вниманием профессиональные училища рады уже тому, что шефы принимают учащихся на практику, подчас бесплатную или за символическую плату.
На этом фоне ярко смотрятся положительные примеры.
Уже много лет училище № 48 успешно сотрудничает с ЗАО "СтройподрядИм
пульс" (директор Оркиш С.Н.). Несколько десятков учащихся ежегодно проходят практику в этой строительной организации, причем все они получают достойную зарплату. Организация оказывает помощь в обновлении материальнотехнической базы училища, снабжает необходимыми материалами для проведения практических занятий.
Очень тесные и плодотворные связи налажены у профессионального училища № 46 с Ассоциацией омских монтажников (руководитель Рыбин В.И.). Каждый учащийся буквально с первого курса приписан к одной из монтажных организаций, которые оказывают всемерную помощь училищу и заинтересованы в конечных результатах.
Хорошо работает с училищем № 4 Трест № 2 (руководитель Байбак Г.Д.). А вот с Трестом № 1 (руководитель Кононов Б.И.) училищу № 49 хотелось бы расширить сотрудничество, не ограничиваясь только организацией производственной практики учащихся.
О профессиональных училищах, расположенных в районах области. Хорошо взаимодействуют в Саргатке училище № 31 и ООО "Сибирский строитель" (руководитель Нарсия Б. Г.). Относительно благополучно дела обстоят в училище № 26 Черлака (шефы – Черлакское ДРСУ). А вот в Исилькульском училище № 28 (шефы: "Омскагрострой" (Мытарев С. А.), Павлоградском училище № 53 (шефы Павлоградское РСУ строительные организации ни практики учащихся не проводят, ни помощи в поддержании материально-технической базы училищ не оказывают. В условиях отсутствия спроса и внимания со стороны муниципальных органов власти и строительных организаций эти училища вынуждены сокращать число приема учащихся на строительные профессии. А этого допускать нельзя. Необходимо рассредоточить центры подготовки специалистов для отрасли, по возможности, равномерно по территории области. Это позволит иметь необходимые трудовые ресурсы в каждом районе для решения серьезных задач, в том числе и в рамках национального проекта.
Анализируя работу строительных организаций с ПТУ, можно сделать вывод: в тех организациях, где к вопросам подготовки кадров подходят основательно, где сам руководитель проникся важностью вопроса, где практиканты и выпускники обеспечены фронтом работ и им выплачивается достойная зарплата, где за ними закреплены опытные наставники, там и вопросы комплектования кадрами стоят не так остро. К сожалению, пока взоры многих директоров строительных предприятий направлены только на службу занятости и иностранных рабочих. А с таким подходом,
как мы уже убеждаемся, кадровую проблему в строительном комплексе не решить.
Необходимо восстанавливать систему многоступенчатой подготовки профессиональных кадров, работавшую во времена Советского Союза. Возглавляли эту работу, как правило, главные инженеры организаций. Целесообразно предложить всем строительным организациям образовать Советы молодых специалистов и возобновить планомерное обновление кадров. Одним из важнейших направлений в вопросах кадровой политики является обеспечение престижности профессии. Этому направлению посвящен целый ряд мероприятий в плане подготовки и повышения квалификации строительных кадров на период до 2010 года. Однако и здесь есть проблемы с выполнением. Например, опережающий инфляцию на 68% рост заработной платы.
Многие организации не выдерживают этого параметра. А в некоторых организациях официальный уровень зарплаты остается на весьма низком уровне: ООО "КристиИнжи неринг" – 3500 рублей в месяц, ООО "Домостроительный комбинат" – 4300 рублей.
Планировалось направление высококвалифицированных специалистов строи-
тельных организаций на работу в профессиональные училища в качестве мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла с доплатой за счет предприятия. Однако этого не произошло.
О льготном кредитовании молодых рабочих и мастеров производственного обучения в целях приобретения жилья. Сейчас эта тема актуальна как никогда. Но и здесь пока затишье. Союз строителей Омской области выступил инициатором создания постоянно действующего музея строительного комплекса, выставки достижений научно-технического прогресса новейших технологий, оборудования и строительных материалов, галереи Славы строителей. Но сделаны пока только робкие шаги.
Говоря о подготовке кадров для строительства, нельзя ограничиваться только рабочими кадрами. Сибирская автомобильнодорожная академия, строительный техникум, техникум транспортного строительства ежегодно выпускают несколько сотен инженеров и техников по строительным специальностям.
Только в Инженерностроительном институте СибАДИ выпуск инженерных кадров по направлению "строительство" составляет более 200 человек в год. В последние годы много делается для повышения уровня квалификации выпускаемых специалистов, открываются новые специальности, такие как "Городское строительство и хозяйство",
"Теплогазоснабжение и вентиляция", "Экспертиза и управление недвижимостью".
В январе состоялся первый выпуск (20 человек) по специальности "Проектирование зданий" с присвоением квалификации "инженерархитектор". Но потребность в
квалифицированных архитекторах сегодня составляет около 500 человек.
Другая острая проблема, возникшая в рыночных условиях, грамотная организация работы по сбыту продукции и продвижению товаров. Таких специалистов строительному комплексу явно не хватает. Есть резервы и в подготовке техников-строителей. В строительной отрасли сегодня остро стоит вопрос смены поколений, особенно в его линейном звене. Управленцев этого уровня не хватает физически. Не каждый способен работать на площадке и руководить рабочим коллективом. Здесь
мало теоретических знаний. Нужен опыт, который приобретается на производстве под присмотром опытного наставника. Таким образом, эстафета подготовки кадров от учебного заведения переходит на предприятие. А процесс профессионального роста продолжается. Развитие партнерских связей с отраслевыми предприятиями – вот
главная задача средних специальных учебных заведений в строительстве.
Хорошее знакомство с профессией, первые профессиональные навыки можно получить в составе студенческих строительных отрядов. Однако это движение пока не получило прежнего размаха. Есть лишь некоторые примеры плодотворного сотрудничества.
Подготовка кадров – это процесс длительный по времени и довольно затратный. Министерству и Союзу строителей и отраслевому профсоюзу необходимо активизи
ровать эту работу. Но главная инициатива должна исходить от руководителей организаций строительного комплекса. Сегодня необходимо возвращаться к забытой советской системе, когда при каждом заводе, при каждой строительной организации функционировало профтехучилище. Кадры для своего предприятия нужно кропотливо готовить из местных трудовых ресурсов.
Добавить комментарий
Комментарии (0)