Ростпоребнадзор продолжает кампанию против банков, занимающихся потребкредитованием. Он разослал письмо в свои региональные подразделения, в котором выдвинул новую претензию к банкам: что они, манипулируя чувствами граждан, помогают им попасть в "вечную" кредитную кабалу. Лидеры потребкредитования не комментируют действия Роспортебнадзора. Участники рынка согласны с ведомством, но не во всем.
Роспотребнадзор уже несколько месяцев ведет кампанию против банков, занимающихся потребкредитованием. Поводом стали многочисленные жалобы граждан, которые упрекают кредитные организации в наличии в договорах "скрытых" комиссий, удорожающих стоимость кредитов. Наибольшее количество жалоб относятся к банкам "Русский стандарт" и ХКФ-Банк. Ранее "Русский стандарт" выиграл в Московском арбитражном суде дело против Роспотребнадзора. Но на этом его противостояние с госведомствами не закончилось. В начале июля Генпрокуратура РФ поручила руководителям ЦБ, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу проверить "Русский стандарт" — для принятия мер по защите прав граждан. Роспортебнадзор же продолжил кампанию против лидеров потребкредитования, предъявив им новую претензию: кредиты, выдаваемые в торговых сетях — незаконны и нарушают Гражданский кодекс. Банковское сообщество не согласилось Роспотребнадзором, а президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян заявил, что выдача кредитов в магазинах — мировая практика, и запрещать ее распространение в России просто нелогично.
В пятницу агентство "Интерфакс" сообщило, что Роспотребнадзор направил в региональные структуры письмо, в котором говорит, что банки часто пользуются недостаточной компетентностью своих клиентов в потребкредитовании и фактически провоцируют возникновение у них задолженности. "Не обладая специальными познаниями в банковской сфере и не получив всего объема достоверной, однозначно понимаемой и исчерпывающей информации. . . гражданин, чье общение с банком в данном случае имеет, как правило, характер почтовой переписки и (или) телефонных переговоров, становится невольным "заложником" кредитора, то есть банка", — цитирует агентство письмо главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко.
В нем г-н Онищенко отмечает, что гражданин — это экономически слабая сторона в этих отношениях и нуждается в особой защите своих прав. Однако банки, по его мнению, за счет хорошо просчитанной тактики поведения манипулируют чувствами и доверчивостью граждан, "покупающихся" на доступность и простоту получения кредита и способствуют возникновению у них задолженности по платежам, которая автоматически приводит к соответствующим санкциям в виде штрафов (неустоек) и резкому возрастанию общей суммы долга.
В результате люди становятся "вечными" должниками банка, поскольку им постоянно выставляются для оплаты различные счета. Причем это происходит даже после того, как граждане, возвратив карту кредитной организации и будучи уверенными в полных взаиморасчетах, по прошествии определенного времени неожиданно для себя вновь получают якобы неоплаченные счета, говорится в письме Онищенко. В ХКФ-Банке в пятницу отказались от комментариев. В "Русском стандарте" получить их также не удалось.
Банкиры во многом согласны с Роспотребнадзором. "Лидеры рынка не должны злоупотреблять идеей кредитования, чтобы не привести к так называемой перекридтованности населения — когда задолженность по кредитам во много превосходит их ежемесячные доходы", — поделился с Banki.ru зампредправления банка "Авангард" Валерий Торхов. Он напомнил, что такой кризис разразился несколько лет назад в Южной Корее и на Тайване. Сейчас, по словам банкира, ситуация перекредитованности складывается и в некоторых западных странах, например в Англии, "где она тоже вызывает озабоченность". Таким образом, прессинг Роспотребнадзора поможет охладить пыл российских игроков потребкредитования, считает зампредседателя правления Москоммерцбанка Асхат Сагдиев. Он уверен, что "анти-PR" ведомства отвадит от потребкредитования ту часть населения, которая, во-первых, не в состоянии планировать свои доходы, и, во-вторых, склонна к импульсивным поступкам. "Поэтому в данной ситуации административные методы принесут пользу населению", — утверждает Сагдиев.
Избежать вмешательства государства банкиры могут сами, продолжает Валерий Торхов из "Авангарда", — если начнут сохранять баланс между стремлением получать выгоду от потребителя и стабильностью рынка. Достичь этого можно, к примеру, отказывая в получении экспресс-кредитов тем, кто не способен погасить их в разумные сроки. Пока взять в займы у банка может почти каждый. "Человеку с зарплатой 10 тыс. рублей (столько в среднем зарабатывают граждане в регионах) часто дают кредит в 100 тыс. рублей. Между кредитом и доходами колоссальная разница, и она недопустима", — отмечает Торхов.
Впрочем, не все слова и действия руководства Роспотребнадзора вызывают одобрение у банкиров. Например, Торхов не видит ничего плохого в том, кредитные организации общаются с клиентами через почту и телефон. "Любой банк вправе обращаться к клиентам, используя любые средства связи, — говорит банкир. — Но он должен представить заемщику четкий и прозрачный документ со всеми условиями договора, включая тарифы". Правда, по его мнению, если кредитная организация вступает в переписку с человеком "с улицы", и высылает ему по почте карту и кредитный договор, где нужно только поставить подпись, то эти действия больше напоминают спам. В свою очередь Асхат Сагдиев из Москоммерцбанка считает, что "доставка услуги на дом" не является спамом. "Услугу приносят домой, и клиент может ею воспользоваться, а может и не делать этого", — заключает банкир.
Светлана БАРСУКОВА
Добавить комментарий
Комментарии (0)