19 октября 2025, Sunday, 09:10 Погода в Омске
Добавить в избранное
   

Роспотребнадзор борется с банковским спамом

Ростпоребнадзор продолжает кампанию против банков, занимающихся потребкредитованием. Он разослал письмо в свои региональные подразделения, в котором выдвинул новую претензию к банкам: что они, манипулируя чувствами граждан, помогают им попасть в "вечную" кредитную кабалу. Лидеры потребкредитования не комментируют действия Роспортебнадзора. Участники рынка согласны с ведомством, но не во всем. Роспотребнадзор уже несколько месяцев ведет кампанию против банков, занимающихся потребкредитованием. Поводом стали многочисленные жалобы граждан, которые упрекают кредитные организации в наличии в договорах "скрытых" комиссий, удорожающих стоимость кредитов. Наибольшее количество жалоб относятся к банкам "Русский стандарт" и ХКФ-Банк. Ранее "Русский стандарт" выиграл в Московском арбитражном суде дело против Роспотребнадзора. Но на этом его противостояние с госведомствами не закончилось. В начале июля Генпрокуратура РФ поручила руководителям ЦБ, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу проверить "Русский стандарт" — для принятия мер по защите прав граждан. Роспортебнадзор же продолжил кампанию против лидеров потребкредитования, предъявив им новую претензию: кредиты, выдаваемые в торговых сетях — незаконны и нарушают Гражданский кодекс. Банковское сообщество не согласилось Роспотребнадзором, а президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян заявил, что выдача кредитов в магазинах — мировая практика, и запрещать ее распространение в России просто нелогично. В пятницу агентство "Интерфакс" сообщило, что Роспотребнадзор направил в региональные структуры письмо, в котором говорит, что банки часто пользуются недостаточной компетентностью своих клиентов в потребкредитовании и фактически провоцируют возникновение у них задолженности. "Не обладая специальными познаниями в банковской сфере и не получив всего объема достоверной, однозначно понимаемой и исчерпывающей информации. . . гражданин, чье общение с банком в данном случае имеет, как правило, характер почтовой переписки и (или) телефонных переговоров, становится невольным "заложником" кредитора, то есть банка", — цитирует агентство письмо главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. В нем г-н Онищенко отмечает, что гражданин — это экономически слабая сторона в этих отношениях и нуждается в особой защите своих прав. Однако банки, по его мнению, за счет хорошо просчитанной тактики поведения манипулируют чувствами и доверчивостью граждан, "покупающихся" на доступность и простоту получения кредита и способствуют возникновению у них задолженности по платежам, которая автоматически приводит к соответствующим санкциям в виде штрафов (неустоек) и резкому возрастанию общей суммы долга. В результате люди становятся "вечными" должниками банка, поскольку им постоянно выставляются для оплаты различные счета. Причем это происходит даже после того, как граждане, возвратив карту кредитной организации и будучи уверенными в полных взаиморасчетах, по прошествии определенного времени неожиданно для себя вновь получают якобы неоплаченные счета, говорится в письме Онищенко. В ХКФ-Банке в пятницу отказались от комментариев. В "Русском стандарте" получить их также не удалось. Банкиры во многом согласны с Роспотребнадзором. "Лидеры рынка не должны злоупотреблять идеей кредитования, чтобы не привести к так называемой перекридтованности населения — когда задолженность по кредитам во много превосходит их ежемесячные доходы", — поделился с Banki.ru зампредправления банка "Авангард" Валерий Торхов. Он напомнил, что такой кризис разразился несколько лет назад в Южной Корее и на Тайване. Сейчас, по словам банкира, ситуация перекредитованности складывается и в некоторых западных странах, например в Англии, "где она тоже вызывает озабоченность". Таким образом, прессинг Роспотребнадзора поможет охладить пыл российских игроков потребкредитования, считает зампредседателя правления Москоммерцбанка Асхат Сагдиев. Он уверен, что "анти-PR" ведомства отвадит от потребкредитования ту часть населения, которая, во-первых, не в состоянии планировать свои доходы, и, во-вторых, склонна к импульсивным поступкам. "Поэтому в данной ситуации административные методы принесут пользу населению", — утверждает Сагдиев. Избежать вмешательства государства банкиры могут сами, продолжает Валерий Торхов из "Авангарда", — если начнут сохранять баланс между стремлением получать выгоду от потребителя и стабильностью рынка. Достичь этого можно, к примеру, отказывая в получении экспресс-кредитов тем, кто не способен погасить их в разумные сроки. Пока взять в займы у банка может почти каждый. "Человеку с зарплатой 10 тыс. рублей (столько в среднем зарабатывают граждане в регионах) часто дают кредит в 100 тыс. рублей. Между кредитом и доходами колоссальная разница, и она недопустима", — отмечает Торхов. Впрочем, не все слова и действия руководства Роспотребнадзора вызывают одобрение у банкиров. Например, Торхов не видит ничего плохого в том, кредитные организации общаются с клиентами через почту и телефон. "Любой банк вправе обращаться к клиентам, используя любые средства связи, — говорит банкир. — Но он должен представить заемщику четкий и прозрачный документ со всеми условиями договора, включая тарифы". Правда, по его мнению, если кредитная организация вступает в переписку с человеком "с улицы", и высылает ему по почте карту и кредитный договор, где нужно только поставить подпись, то эти действия больше напоминают спам. В свою очередь Асхат Сагдиев из Москоммерцбанка считает, что "доставка услуги на дом" не является спамом. "Услугу приносят домой, и клиент может ею воспользоваться, а может и не делать этого", — заключает банкир. Светлана БАРСУКОВА

Комментарии (0)

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Повторите код:

Ваш комментарий будет первым

Омские банки

Банкиры встретились с журналистами и раскрыли все свои профессиональные секреты

Что сегодня можно купить за ипотечный кредит?

Где платят сегодня самые большие проценты по вкладам

 

INFOMSK

Букмекеры определили фаворитов Евровидения 2016
Традиционно за несколько месяцев до Евровидения интернет букмекерские конторы открывают прием ставок на имя победителя и предлагают собственные списки фаворитов. В этом году песенный конкурс пройдет в Стокгольме с 10 по 14 мая. Мероприятие соберет небывалое количество участников из 43 стран. Это, кстати, рекорд за всю историю песенного конкурса.

«Омскими городскими СМИ» будет управлять Владимир Кем
Экс-директор и главный редактор газеты «Новое обозрение» Владимир Кем стал руководителем ЗАО «Омские городские СМИ».

В ночь с субботы на воскресенье не забудьте перевести часы

На одном из социальных рынков обнаружили ртуть

Девять мобильных центров занятости приступают к работе в Омской области