![](/news/pic/new6.jpg)
30 марта в рамках Омского кадрового форума проходили дискуссионные площадки и круглые столы. На одном из них представители власти, кадровых агентств, Омского союза предпринимателей, лиги профессиональных управленцев, Омского бизнес-инкубатора и других организаций обсуждали качество высшего образования в регионе, проблемы разрыва между требованиями рынка труда и подготовкой специалистов, способы взаимодействия вузов и бизнес-среды. Ключевым вопросом, который обсуждался на круглом столе, стал проект создания в нашем регионе Омского центра мониторинга высшего образования и карьеры, его востребованность, перспективы.
Опыт Москвы в плане взаимодействия бизнес-среды и вузов представила на круглом столе региональный директор организации AISEK в России Екатерина Халецкая.
Она предложила несколько моделей взаимодействия. Первая модель – пассивная, когда компания не сотрудничает с вузом, а приступает к подготовке специалистов самостоятельно. Это так называемые корпоративные университеты.
Вторая модель – пассивная с элементами активного подхода, попытка наладить контакт с вузом и поучаствовать в подготовке специалистов. Это своего рода заказ бизнес-сообщества университетам. Например, в Екатеринбурге между металлургической компанией и основными вузами заключен договор, по которому студенты после окончания учебы устраиваются на это предприятие. В Челябинске завод заказывает специалистов заранее – на текущий год, на следующий год, на последующий период.
![](/news/pic/new5.jpg)
В Москве больше всего заказов поступает в технические университеты, поскольку специалисты этих вузов требуются всегда.
Третья модель – активная. Это взаимовыгодное партнерство между вузами и бизнес-средой, когда представители компаний принимают непосредственное участие в составлении программ для обучения. В Москве эта модель широко распространена, например в Школе бизнеса при МГУ. Тем не менее большинство компаний в России пока не готовы сотрудничать с вузами таким образом, поскольку предприятиям нужно вкладывать немалые деньги, но при этом нет 100-ной гарантии, что выпускник придет работать именно к ним и оправдает их надежды.
В рамках круглого стола обсуждались проблемы нехватки на омских предприятиях рабочих и перенасыщенность рынка труда юристами. Каждый год вузы Омска выпускают 2 000 правоведов, однако нет возможности трудоустроить всех - в Омской области их должно быть около 8 000. Сегодня мало желающих осваивать рабочие профессии. В связи с этим возникло предложение провести рекламную кампанию рабочих, технических специальностей, поднять их престиж.
Заместитель руководителя Регионального центра содействия трудоустройству выпускников Л. В. Соколовская рассказала о деятельности этого учреждения.
Центр стал частью межвузовской электронной биржи труда. Он имеет свою базу данных, полезную как работодателям, так и ищущим работу. Региональный центр заключил договор с биржей труда Санкт-Петербурга. В 2007 году планируется объединить базы данных выпускников большинства региональных учебных заведений, что даст им возможность выбирать вакансии в разных регионах России. Центр сотрудничает примерно с 40 крупными омскими предприятиями, занимается целевой подготовкой специалистов. Долгосрочные договоры заключены с компанией "Омскэнерго", Всероссийским НИИ технической физики. По статистике благодаря Региональному центру содействия трудоустройству около 30% выпускников омских учебных заведений находят работу по специальности.
![](/news/pic/new4.jpg)
Основная тема круглого стола - инициатива создания в нашем регионе Омского центра мониторинга высшего образования и карьеры – вызвала интерес всех участников. Руководитель направления образовательных проектов AIESEC в Омске Дмитрий Михайлов рассказал об Омском центре мониторинга высшего образования и карьеры.
Такие организации уже существуют за границей и в некоторых городах России. В Омске также назрела необходимость ее создания.
Основная цель работы центра – сократить разрыв между академическим образованием и требованиями современного рынка труда. Эта проблема рассматривается двояко. С одной стороны - несовершенство образовательных программ вузов, отсутствие в них дисциплин практического характера, с другой – неразвитые отношения между компаниями и вузами региона. В состав центра войдут представители и специалисты вузов области, власти, компаний, организаций. Центр будет заниматься проведением регулярных мониторингов рынка труда и оценок качества образовательных программ вузов, тренингов на развитие практических навыков у студентов, консультированием студентов и абитуриентов по вопросам карьеры и выбора профессии, о возможностях дополнительного образования и стажировок в России и за рубежом.
В своем выступлении Дмитрий Михайлов также поделился результатами исследований, проведенных в 2006 году. Они показали, что при поиске сотрудников омские компании уделяют все большее внимание не только опыту и образованию, но и таким практическим навыкам, как умение применить свои знания к реальным требованиям бизнеса, преодоление конфликтов, ведение переговоров и другое. Чтобы выпускнику в современных условиях быть конкурентоспособным, нужно обладать всеми этими качествами.
В омских вузах такие навыки формируются у студентов благодаря спецкурсам – дисциплинам по выбору. Например, в ОмГУ проводятся такие спецкурсы, как "Профессиональная и личная эффективность", "Компетентность в общении", "Маркетинг личности", "Психология общения". Однако по результатам опроса студентов, посетивших эти спецкурсы, обнаружилось, что преподаватели редко применяют активные методы обучения – деловые игры, тренинги. В то же время за границей на спецкурсах студенты учатся управлять временем, проектами, вести деловые переговоры. Часто для проведения таких занятий приглашаются представители компаний, заинтересованных в специалистах этого вуза.
Проект создания Омского центра мониторинга высшего образования и карьеры был одобрен всеми участниками круглого стола.
Елена Хализова
Добавить комментарий
Комментарии (0)