24 июня 2017, Saturday, 13:06 Погода в Омске +23°
Добавить в избранное

Все омские новости

Подписка     

 
Новость дня
В Омске в досрочном режиме отремонтировали еще три улицы
 
Персона месяца
Группа «Би-2» отметила день рождения своего музыканта на сцене «Атлантиды»
 
Мнение эксперта
С. Виниченко: Консультации по вопросам отдыха и туризма в Омске, России и за рубежом

Государственный и муниципальный заказ: практика участия малого бизнеса

Время проведения: 13 мая 2010 c 15:00 до 18:00

Статус: Завершена

Федеральный закон N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» претерпел уже 15 редакций. Этот закон направлен, в частности, на расширение возможностей для участия малого бизнеса в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов.

Статья 15 № 94-ФЗ обязывает государственных и муниципальных заказчиков размещать у субъектов малого предпринимательства до 20% общего годового объёма выделяемых бюджетных средств. Однако сами предприниматели сегодня, зачастую, не знают, как воспользоваться такими преференциями со стороны законодателя. Высок процент тех бизнесменов - по статистике около 37%, которые не допускаются к участию в торгах из-за неправильно оформленных документов.

На что следует обратить внимание при подготовке документации для участия в торгах (аукционах, конкурсах), как проходит процесс размещения муниципальных и государственных заказов, что делать, если права участника торгов (аукциона, конкурса) были нарушены? На эти и другие вопросы в ходе интернет-конференции на городском информационном портале infomsk.ru ответит Вадим Владиславович Дрягин, член Координационного совета Союза предпринимателей, директор ООО «ГЭПИЦентр-II».

Организаторы конференции:

Деловой Омск
Союз предпринимателей
ГЭПИЦентр II

Участники конференции:

Вадим Владиславович Дрягин Вадим Владиславович Дрягин
член Координационного совета Союза предпринимателей, директор ООО «ГЭПИЦентр-II»

Ведущий конференции:

Жанна Ткаченко
пресс-секретарь Омского областного Союза предпринимателей

Вопросы и ответы

 

Жанна Ткаченко [ 23:12 ]

Спасибо всем, кто задавал вопросы Вадиму Владиславовичу. Благодарим городской информационный портал «Деловой Омск» за сотрудничество. Предпринимателям хочется напомнить, чтобы они внимательно читали 94-ФЗ, досконально изучали условия конкурса и обращались к специалистам в области государственных и муниципальных заказов, таким, как эксперты «ГЭПИЦентра-II» (тел.: 25-04-72)

 

Орозов Дильшад

Вадим Владиславович, поделитесь опытом как заставить бюджетное учреждение объявить конкурс .Ведь не секрет что 94-ФЗ позволяет не объявлять конкурс по госзакупкам если сумма не превышает 100 т.р в полугодие. Ведь получается что можно постоянно делать закупки для нужд организации у одной фирмы и разбивать заказ свыше 100 т.р на 2 части чем некоторые бюдж-е учреждения и пользуются

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 23:10 ]

Уважаемый Дильшад! Заставить бюджетное предприятие проводить торги и котировки цен можно только одним – законным способом. Для этого нужно быть уверенным, действительно ли заказчиком осуществляется размещение заказа у единственного поставщика неоднократно, для «разбивки» сумм. Это можно отследить через реестр контрактов, который должен быть опубликован на любом сайте государственного/ муниципального заказа (в него должны попадать не только участники торгов и котировок, но и «договорники»). В реестре – данные о предприятиях и предметы договоров. Если предметы и фирмы совпадают, то это уже должно насторожить. Тем не менее, необходимость в закупках может появиться в течение года, а сумма по 100 тыс. может быть выделена только на квартал. Если же 100-тысячная сумма по близкому предмету контракта «повторяется» неоднократно в течение одного квартала, следует бить тревогу. Как вариант, можно направить официальное письмо в соответствующие органы (УФАС, Министерство экономики); организовать обращение бизнес-сообщества к руководителям Министерства экономики или департамента городской экономической политики. Вообще, вопрос требует дополнительного изучения и сам по себе очень интересен.

 

Олег Калиновский

Я подавал заявку на участие в конкурсе, но ее отклонили и толком не объяснили почему. Куда следует жаловаться?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 22:45 ]

Уважаемый Олег! Отклонению подлежат те заявки, которые не соответствуют требованиям конкурсной документации, а участники, подавшие их – требованиям ст. 11 94-ФЗ (это – непроведение ликвидации и признания банкротом, неприостановление деятельности участника в соответствии с КоАП РФ, отсутствия задолженности по налогам и сборам за предыдущий календарный год свыше 25%). Однако перечень участников, допущенных к участию в торгах, и перечень участников не допущенных с указанием причин отклонения заявок должны быть опубликованы в протоколе рассмотрения заявок (более подробно см. ст. 27 – для открытых конкурсов, ст. 36 – для открытых аукционов). Если Вы считаете причину отклонения необоснованной и, тем более, если вообще не увидели в протоколе обоснования отклонения, Вы вправе обжаловать решение комиссии в УФАС Омской области (сайт http://omsk.fas.gov.ru/). Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказа регламентируется Главой 8 Федерального закона № 94-ФЗ. Процедура расписана достаточно подробно. В соответствии с законом Вы должны успеть подать жалобу до истечения 10-дневного срока после оглашения результатов торгов (публикации протокола рассмотрения и оценки заявок для конкурса или протокола аукциона). Позже – это компетенция арбитражного суда.

 

Константин, торговая компания

Есть ли у Вас как у эксперта замечания к 94 ФЗ?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 22:32 ]

Закон вызывает нарекания не только у предпринимателей. Если Вы внимательно посмотрите Интернет, то увидите, что формулировками закона недовольны все: законодатель, антимонопольная служба и те, кто размещает государственные и муниципальные заказы. Вообще, кризисная ситуация объективно привела к тому, что бюджетные деньги являются одним из источников дохода для регионального, да и в целом российского малого и среднего бизнеса. Так, в 2008 году, в условиях кризиса даже предприятия "Газпрома" участвовали в конкурсах на проведение социологических исследований, реставрации памятников истории и культуры. Денег остро не хватало.

 

Александр Васильевич

Часто предприниматели жалуются на коррупцию, а может дело и в том, что сами предприниматели не грамотны в этих вопросах?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 22:16 ]

И это, конечно, имеет место быть. Некомпетентность участвующих в конкурсах бизнесменов делает их жертвами чиновничьего обмана. Лично на меня произвело впечатление, когда мы участвовали в конкурсе в соседнем регионе, то, что один из членов комиссии за 15 % от суммы заказа обещал нам победу. Самое любопытное, что внимательно изучив работу этой комиссии, мы поняли – всё это попытка наивного обмана, то есть никакого механизма обеспечить победу на конкурсе у чиновника нет. Поэтому очень часто бизнесменам – участникам конкурса тот или иной чиновник обещает, но не гарантирует победу. Самое интересное, что откаты платят даже по результатам аукционов, особенно электронных.

 

Прохожий

Вадим Владиславович, а если по-честному? Все ведь знают, что госзаказы – сплошной блат и коррупция. Если тебя элементарно кинули, приписали победу кому нужно, реально ли, если я представляю малый бизнес, отстоять свои права? Вам известны примеры, чтобы малый бизнес мог добиться отмены результатов конкурса?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 21:56 ]

Уважаемый Прохожий, отвечая на другие вопросы, я неоднократно затрагивал возможность обжалования процедуры размещения заказа. А примеры? Вот они, из нашего опыта. http://www.gepicentr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=144:news&catid=1:2008-&Itemid=18 http://www.gepicentr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=141:news&catid=1:2008-&Itemid=18

 

"РИМ", г. Новосибирск

Сталкивались ли Вы с коррупцией?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 21:43 ]

Однозначно сказать, что нежелание государственного или муниципального заказчика работать с вами есть следствие коррупционных договорённостей, нельзя. Но случаи того, чтобы комиссии по размещению государственных и муниципальных заказов, особенно в других регионах, не подыгрывали бы своим фирмам, мы встречаем крайне редко. Здесь, кстати, положительно выделяется омская служба размещения муниципальных заказов. Нежелание отдавать заказ той или иной фирме – не всегда коррупция. У нас в Омске это часто носит политический оттенок.

 

Николаев, Омский район

Вот Вы отвечали насчет ограничений для малого бизнеса. А вот если у меня своей фирмы нет, я работаю как индивидуальный предприниматель, в этом случае есть-ли какие нибудь ограничения или наоборот дополнительная поддержка если проводится конкурс?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 21:31 ]

Господин Николаев! Если Вы – индивидуальный предприниматель, т.е. являетесь хозяйствующим субъектом. В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса, в том числе относятся: 1) физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Вы этому критерию соответствуете); 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год предприятия не должна превышать 100 человек включительно (Вы один, значит, соответствуете и этому критерию); 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП (с вероятностью 99,9% Вы соответствуете и этому критерию). Таким образом, на Вас распространяются те же требования законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, что и на всех субъектов малого предпринимательства.

 

Игорь, журналист

Вадим Владиславович, как Вы оцениваете уровень учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию 94 ФЗ у нас в регионе?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 21:19 ]

Надо сказать, что это как раз тот редкий случай, когда омичам повезло. Работая с УФАС в других регионах и сравнивая их с омским УФАС, невольно начинаешь испытывать гордость. Заявляю с полной ответственностью, что омский УФАС на порядок профессиональнее своих коллег. Также очень эффективной является деятельность Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Он даёт возможность достаточно быстрого получения коротких по срокам займов, позволяющих обеспечивать залоги для участия в конкурсах. И омские страховщики охотно идут на страховку государственных и муниципальных контрактов.

 

Дильшад Орозов,ООО "Пресс Курьер"

Вадим Владиславович,мы много говорим о поддержке СМП.Но в реальности происходит наоборот.Возьмем конкретно рынок подписки на периодические издания.Государтсвенный заказчик(ВУЗ,Бюджетное учреждение итд) обьявляет конкурс по подписке на периодические издания но в условиях оплаты указывает что оплата будет производиться по факту поставки товара.Но в издательские дома,например "Экономика и Жизнь","Российская газета","Эксперт" или центральные агентства такие как АПР,АРЗИ,АРСМИ,Агентсво "Книга-сервис" которые выпускают печатную продукцию оплачивать за издания нужно сразу с момента сдачи заказа.Как быть предпринимателю у которого не хватает оборотных средств?Обращаться в банк?Любой предприниматель умеющий считать свои деньги понимает что такой %(от 20 и выше) губительный для бизнеса.Такими условиями участия в госзакупках еще происходит "отсекание" "ненужных" участников конкурса.Приведу пример, ВУЗ проводит аукцион по подписке на периодические издания.Список отдается на просчет в агентсво подписки с которым оно работаетв данный момент (для уточнения суммы на которую нужно выставляться).Агенство подписки в свою очередь дают информацию заказчику что на рынке много недобросовестных поставщиков и нужно ужесточить условия аукциона такими условиями как 1)Оплата по факту поставки товара 2)обеспечение исполнения контракта выраженная в денежной сумме которую нужно перечислить на р/ся заказачика.В свою очередь агентство(которое просчитало список) уже заложило все финансовые издержки в просчитанный заказ.В итоге при таких жестких условиях на конкурс выходит один участник который и является победителем.Сами понимаете кто.Госзакупки должны быть прозрачными,без лобирования чьих либо интересов .Почему в нашей узкой специализации подписка на периодические издания, государственные и муниципальные заказчики оплачивают не 100% предоплату как было например в 2009г а по факту поставки товара?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 21:03 ]

Уважаемый Дильшад! Рекомендую Вам обратиться в Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства (г. Омск, ул. Чапаева, 111, офис 303, (3812) 21-31-26, http://fond-omsk.ru/). Фонд предоставляет микрозаймы в сумме не более 600 000 рублей с максимальным сроком предоставления не более 12 месяцев под низкий процент. Мы сами пользуемся его услугами, когда возникает необходимость в средствах под обеспечение участия в торгах либо обеспечение госконтракта.

 

Сергей Иванович, заместитель директора

Г-н Дрягин, вот что меня интересует. В конкурсную документацию входит проект государственного или муниципального контракта. Если меня, как участника конкурса, в нем что-то не устраивает, имею ли я право настаивать на внесение изменений?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 21:01 ]

Уважаемый Сергей Иванович! Поскольку контракт – составляющая конкурсной документации, Вы вправе обжаловать любые положения конкурсной документации, если видите в них нарушения законодательства или ограничения для собственного участия, до размещения заказа (т.е. до подведения оценки и подписания контракта с победителем). Порядок обжалования изложен в главе 8 Федерального закона № 94-ФЗ. Если Вы – победитель, в этом случае следует действовать в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (гл. 28 с учетом особенностей для договорных отношений в сфере госзакупок) , т.е. направить государственному заказчику протокол разногласий. Но первый путь (обжалование конкурсной документации) – более перспективный и правильный, поскольку позволит Вам, в случае победы, заключить контракт на обоюдовыгодных условиях без ущерба срокам.

 

энергетик

если выявляешь "уловки" и "неточности" - обращаться в ФАС? или какими-то другими способами это решается? вы, если не ошибаюсь, периодически судитесь..

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:56 ]

Во-первых, необходимо послать запрос за разъяснениями в государственный или муниципальный орган, который размещает заказ. Во-вторых,правильно рассчитать время подачи возможной жалобы в УФАС. В-третьих,обратиться в суд. Но суд, как правило, признавая Вашу правоту, не выносит решения о возврате средств, если контракт был заключён с другим подрядчиком. Поэтому обращение в суд - это дело принципа.

 

Михаил Цыгал (корпоративный юрист)

Одной из главных тенденций последнего времени стало страхование исполнителями своей ответственности по контрактам, связанным с реализацией заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Вадим Владиславович, существуют ли правовые проблемы страхования ответственности по муниципальным контрактам в Омске?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:50 ]

Мы несколько раз обращались в страховую компанию и наши просьбы всегда удовлетворялись. С правовыми проблемами мы в своей работе не сталкивались. Более того, в 2009 году мы подписали соглашение с Фондом поддержки и развития малого предпринимательства, с Союзом предпринимателей и компанией "Росэнерго" об оказании помощи предпринимателям в участии в конкурсах с целью предоставления страховки и залога под обеспечение госконтракта.

 

Александр Анатольевич, руководитель

Вадим Владиславович, скажите, пожалуйста, какие подводные камни в торгах и аукционах вы уже для себя нашли? На что сразу же стоит обратить внимание?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:45 ]

"Подводные камни" таятся в скрытых органичениях для участников. В конкурсах - это критерии "качество", "квалификация". Особенно много было "мелкого жульничества" со сроками: например, подмена критерия "предоставление гарантии" фактическим исполнением какого-либо этапа выполнения контракта. Также распространены неточные формулировки технического задания, когда подрядчик не получает полного представления об объёме работ. В поставках товара незаконны требования ограничения к характеристикам товарной группы.

 

омич Алексей

Скажите, насколько часто вам удавалось самим выигрывать эти тендеры? мне кажется схемы не очень прозрачные...

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:25 ]

С приобретением опыта и продуманной тактики подачи документов на чужой территории из 10 госзаказов мы забираем 5-6. Речь, естественно, идёт о конкурсах.

 

Елена, СМО

Вадим Владиславович, не является ли нарушением Закона № 94 оценка заявок на участие в конкурсе по трём критериям,указанным в конкурсной документации, из которых 2 критерия заведомо одинаковы у всех участников конкурса, в том числе цена контракта, а третий - решающий критерий - опыт работы? По данному критерию -"опыт работы"- стать победителем всех проводимых конкурсов на территории может только один участник, который вскоре может стать монополистом в данной сфере деятельности. Заранее спасибо.

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:21 ]

Уважаемая Елена! Согласно Постановлению «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» от 10 сентября 2009 г. № 722 (далее – Правила) значимость таких критериев как «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» и «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара», а также их совокупная значимость не могут превышать 20% и для НИОКР - 45%. Значимость критерия «цена» определяется Правилами не менее чем в 35%, но заказчики стараются его как можно более «укрупнить» (на практике это – 55-80%). Таким образом, на третий критерий остается максимум 20% при проведении НИОКР и максимум 45% - при других закупках. Эту долю отдают, как правило, на «сроки (периоды) поставки товара выполнения работ, оказания услуг». И вот здесь, вероятнее всего, все участники заявят минимально возможный срок, чем фактически выведут эти проценты из расчета. Но и в этом случае «опыт работы» станет решающим только при проведении торгов на НИОКР при определении значения критерия «цена» в 35-45%. Если видите такой низкий процент на «цену», конкурс, точно, коррумпирован, хотя, если нет нарушений в конкурсной документации, его будет сложно обжаловать. В нашем случае нужно искать нарушения для обжалования и аннулирования торгов в формулировке критериев оценки заявок на участие в конкурсе, поскольку именно туда чаще всего «прячут» условия, ограничивающие возможность участия в торгах всех желающих.

 

сергей

как думаете кто должен заниматься тендерами в компании. конкретный специалист или руководитель отдела продаж скажем. насколько много времени уходит на документы

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:19 ]

В зависимости от размера фирмы, но лучше всего, когда подготовкой конкурсной документации занимается опытный специалист с профессиональным знанием предмета контракта и имеющий серификат "управления государственным и муниципальным заказом".

 

Татьяна

Уважаемый Вадим Владиславович! Уточните, пожалуйста, во всех ли конкурсах на получение госзаказа могут участвовать мелкие предприниматели? Просто часто не решаюсь участвовать в конкурсах, наверно, государство только крупным предприятиям доверяет.

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:12 ]

Участие субъектов малого предпринимательства (СМП) в размещении государственных и муниципальных заказов регламентирует статья 15 Федерального закона № 94-ФЗ. Заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у СМП в размере от 10 до 20% общего годового объема поставок по перечню товаров, работ, услуг, установленному Правительством РФ. Информация о проведении таких закупок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок. Заявки участников, не являющихся СМП, отклоняются. Начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа у СМП на поставку товара или выполнение работ сейчас не превышает три миллиона рублей, при размещении заказа на оказание услуг - два миллиона рублей (это ч. 21 ст. 65 «Переходные положения» Федерального закона № 94-ФЗ). Тем не менее, эта норма – скорее не ограничение, а преференция для субъектов малого бизнеса, поскольку закон не ограничивает их участие в торгах и котировках цен, которые осуществляются «для всех». Если предложение СМП соответствует требованиям государственного или муниципального заказчика, он вправе участвовать в торгах или котировках цен наравне с любым другим хозяйствующим субъектом или физическим лицом. А вот при размещении заказа у СМП не допускается участие представителей крупного бизнеса, бюджетных учреждений, физических лиц.

 

Привет из "Оши"

Вадим Владиславович, я давно знаю Вас и вашу компанию. не знал, что "ГЭПИЦЕНТР" является экспертом в этой области. Как Вам это удалось?

 

Вадим Владиславович Дрягин [ 20:09 ]

Дело в том, что мы не разделяем для своих менеджеров их функции и функции юриста, поэтому участвуя в конкурсах, наши сотрудники приобретают опыт. Кроме того, мы обучили двух своих специалистов, которые профессионально разбираются в теме размещения заказов, и имеют сертификаты. "ГЭПИЦентр-II" участвует во всех конкурсах по профилю своей деятельности, проводимых на территории Западной Сибири, поэтому опыт приобретается очень быстро.

 

Жанна Ткаченко [ 20:02 ]

Добрый день, уважаемые посетители городского информационного портала «Деловой Омск». Ждём Ваших вопросов по государственным и муниципальным заказам.

Информационные партнеры конференции:

Омские банки

Где платят сегодня самые большие проценты по вкладам

Банкиры встретились с журналистами и раскрыли все свои профессиональные секреты

Что сегодня можно купить за ипотечный кредит?

 

INFOMSK

Букмекеры определили фаворитов Евровидения 2016
Традиционно за несколько месяцев до Евровидения интернет букмекерские конторы открывают прием ставок на имя победителя и предлагают собственные списки фаворитов. В этом году песенный конкурс пройдет в Стокгольме с 10 по 14 мая. Мероприятие соберет небывалое количество участников из 43 стран. Это, кстати, рекорд за всю историю песенного конкурса.

«Омскими городскими СМИ» будет управлять Владимир Кем
Экс-директор и главный редактор газеты «Новое обозрение» Владимир Кем стал руководителем ЗАО «Омские городские СМИ».

Девять мобильных центров занятости приступают к работе в Омской области

В ночь с субботы на воскресенье не забудьте перевести часы

На одном из социальных рынков обнаружили ртуть