Онлайн-конференции
Государственный и муниципальный заказ: практика участия малого бизнеса
Время проведения: 13 мая 2010 c 15:00 до 18:00
Статус: Завершена
Федеральный закон N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» претерпел уже 15 редакций. Этот закон направлен, в частности, на расширение возможностей для участия малого бизнеса в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов.
Статья 15 № 94-ФЗ обязывает государственных и муниципальных заказчиков размещать у субъектов малого предпринимательства до 20% общего годового объёма выделяемых бюджетных средств. Однако сами предприниматели сегодня, зачастую, не знают, как воспользоваться такими преференциями со стороны законодателя. Высок процент тех бизнесменов - по статистике около 37%, которые не допускаются к участию в торгах из-за неправильно оформленных документов.
На что следует обратить внимание при подготовке документации для участия в торгах (аукционах, конкурсах), как проходит процесс размещения муниципальных и государственных заказов, что делать, если права участника торгов (аукциона, конкурса) были нарушены? На эти и другие вопросы в ходе интернет-конференции на городском информационном портале infomsk.ru ответит Вадим Владиславович Дрягин, член Координационного совета Союза предпринимателей, директор ООО «ГЭПИЦентр-II».
Организаторы конференции:
Деловой Омск | |
Союз предпринимателей | |
ГЭПИЦентр II |
Участники конференции:
Вадим Владиславович Дрягин член Координационного совета Союза предпринимателей, директор ООО «ГЭПИЦентр-II» |
Ведущий конференции:
Жанна Ткаченко
пресс-секретарь Омского областного Союза предпринимателей
Вопросы и ответы
Жанна Ткаченко [ 18:12 ] Спасибо всем, кто задавал вопросы Вадиму Владиславовичу. Благодарим городской информационный портал «Деловой Омск» за сотрудничество. Предпринимателям хочется напомнить, чтобы они внимательно читали 94-ФЗ, досконально изучали условия конкурса и обращались к специалистам в области государственных и муниципальных заказов, таким, как эксперты «ГЭПИЦентра-II» (тел.: 25-04-72) |
Орозов Дильшад Вадим Владиславович, поделитесь опытом как заставить бюджетное учреждение объявить конкурс .Ведь не секрет что 94-ФЗ позволяет не объявлять конкурс по госзакупкам если сумма не превышает 100 т.р в полугодие. Ведь получается что можно постоянно делать закупки для нужд организации у одной фирмы и разбивать заказ свыше 100 т.р на 2 части чем некоторые бюдж-е учреждения и пользуются |
Вадим Владиславович Дрягин [ 18:10 ] Уважаемый Дильшад! Заставить бюджетное предприятие проводить торги и котировки цен можно только одним – законным способом. Для этого нужно быть уверенным, действительно ли заказчиком осуществляется размещение заказа у единственного поставщика неоднократно, для «разбивки» сумм. Это можно отследить через реестр контрактов, который должен быть опубликован на любом сайте государственного/ муниципального заказа (в него должны попадать не только участники торгов и котировок, но и «договорники»). В реестре – данные о предприятиях и предметы договоров. Если предметы и фирмы совпадают, то это уже должно насторожить. Тем не менее, необходимость в закупках может появиться в течение года, а сумма по 100 тыс. может быть выделена только на квартал. Если же 100-тысячная сумма по близкому предмету контракта «повторяется» неоднократно в течение одного квартала, следует бить тревогу. Как вариант, можно направить официальное письмо в соответствующие органы (УФАС, Министерство экономики); организовать обращение бизнес-сообщества к руководителям Министерства экономики или департамента городской экономической политики. Вообще, вопрос требует дополнительного изучения и сам по себе очень интересен. |
Олег Калиновский Я подавал заявку на участие в конкурсе, но ее отклонили и толком не объяснили почему. Куда следует жаловаться? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 17:45 ] Уважаемый Олег! Отклонению подлежат те заявки, которые не соответствуют требованиям конкурсной документации, а участники, подавшие их – требованиям ст. 11 94-ФЗ (это – непроведение ликвидации и признания банкротом, неприостановление деятельности участника в соответствии с КоАП РФ, отсутствия задолженности по налогам и сборам за предыдущий календарный год свыше 25%). Однако перечень участников, допущенных к участию в торгах, и перечень участников не допущенных с указанием причин отклонения заявок должны быть опубликованы в протоколе рассмотрения заявок (более подробно см. ст. 27 – для открытых конкурсов, ст. 36 – для открытых аукционов). Если Вы считаете причину отклонения необоснованной и, тем более, если вообще не увидели в протоколе обоснования отклонения, Вы вправе обжаловать решение комиссии в УФАС Омской области (сайт http://omsk.fas.gov.ru/). Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказа регламентируется Главой 8 Федерального закона № 94-ФЗ. Процедура расписана достаточно подробно. В соответствии с законом Вы должны успеть подать жалобу до истечения 10-дневного срока после оглашения результатов торгов (публикации протокола рассмотрения и оценки заявок для конкурса или протокола аукциона). Позже – это компетенция арбитражного суда. |
Константин, торговая компания Есть ли у Вас как у эксперта замечания к 94 ФЗ? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 17:32 ] Закон вызывает нарекания не только у предпринимателей. Если Вы внимательно посмотрите Интернет, то увидите, что формулировками закона недовольны все: законодатель, антимонопольная служба и те, кто размещает государственные и муниципальные заказы. Вообще, кризисная ситуация объективно привела к тому, что бюджетные деньги являются одним из источников дохода для регионального, да и в целом российского малого и среднего бизнеса. Так, в 2008 году, в условиях кризиса даже предприятия "Газпрома" участвовали в конкурсах на проведение социологических исследований, реставрации памятников истории и культуры. Денег остро не хватало. |
Александр Васильевич Часто предприниматели жалуются на коррупцию, а может дело и в том, что сами предприниматели не грамотны в этих вопросах? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 17:16 ] И это, конечно, имеет место быть. Некомпетентность участвующих в конкурсах бизнесменов делает их жертвами чиновничьего обмана. Лично на меня произвело впечатление, когда мы участвовали в конкурсе в соседнем регионе, то, что один из членов комиссии за 15 % от суммы заказа обещал нам победу. Самое любопытное, что внимательно изучив работу этой комиссии, мы поняли – всё это попытка наивного обмана, то есть никакого механизма обеспечить победу на конкурсе у чиновника нет. Поэтому очень часто бизнесменам – участникам конкурса тот или иной чиновник обещает, но не гарантирует победу. Самое интересное, что откаты платят даже по результатам аукционов, особенно электронных. |
Прохожий Вадим Владиславович, а если по-честному? Все ведь знают, что госзаказы – сплошной блат и коррупция. Если тебя элементарно кинули, приписали победу кому нужно, реально ли, если я представляю малый бизнес, отстоять свои права? Вам известны примеры, чтобы малый бизнес мог добиться отмены результатов конкурса? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 16:56 ] Уважаемый Прохожий, отвечая на другие вопросы, я неоднократно затрагивал возможность обжалования процедуры размещения заказа. А примеры? Вот они, из нашего опыта. http://www.gepicentr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=144:news&catid=1:2008-&Itemid=18 http://www.gepicentr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=141:news&catid=1:2008-&Itemid=18 |
"РИМ", г. Новосибирск Сталкивались ли Вы с коррупцией? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 16:43 ] Однозначно сказать, что нежелание государственного или муниципального заказчика работать с вами есть следствие коррупционных договорённостей, нельзя. Но случаи того, чтобы комиссии по размещению государственных и муниципальных заказов, особенно в других регионах, не подыгрывали бы своим фирмам, мы встречаем крайне редко. Здесь, кстати, положительно выделяется омская служба размещения муниципальных заказов. Нежелание отдавать заказ той или иной фирме – не всегда коррупция. У нас в Омске это часто носит политический оттенок. |
Николаев, Омский район Вот Вы отвечали насчет ограничений для малого бизнеса. А вот если у меня своей фирмы нет, я работаю как индивидуальный предприниматель, в этом случае есть-ли какие нибудь ограничения или наоборот дополнительная поддержка если проводится конкурс? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 16:31 ] Господин Николаев! Если Вы – индивидуальный предприниматель, т.е. являетесь хозяйствующим субъектом. В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса, в том числе относятся: 1) физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Вы этому критерию соответствуете); 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год предприятия не должна превышать 100 человек включительно (Вы один, значит, соответствуете и этому критерию); 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП (с вероятностью 99,9% Вы соответствуете и этому критерию). Таким образом, на Вас распространяются те же требования законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, что и на всех субъектов малого предпринимательства. |
Игорь, журналист Вадим Владиславович, как Вы оцениваете уровень учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию 94 ФЗ у нас в регионе? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 16:19 ] Надо сказать, что это как раз тот редкий случай, когда омичам повезло. Работая с УФАС в других регионах и сравнивая их с омским УФАС, невольно начинаешь испытывать гордость. Заявляю с полной ответственностью, что омский УФАС на порядок профессиональнее своих коллег. Также очень эффективной является деятельность Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Он даёт возможность достаточно быстрого получения коротких по срокам займов, позволяющих обеспечивать залоги для участия в конкурсах. И омские страховщики охотно идут на страховку государственных и муниципальных контрактов. |
Дильшад Орозов,ООО "Пресс Курьер" Вадим Владиславович,мы много говорим о поддержке СМП.Но в реальности происходит наоборот.Возьмем конкретно рынок подписки на периодические издания.Государтсвенный заказчик(ВУЗ,Бюджетное учреждение итд) обьявляет конкурс по подписке на периодические издания но в условиях оплаты указывает что оплата будет производиться по факту поставки товара.Но в издательские дома,например "Экономика и Жизнь","Российская газета","Эксперт" или центральные агентства такие как АПР,АРЗИ,АРСМИ,Агентсво "Книга-сервис" которые выпускают печатную продукцию оплачивать за издания нужно сразу с момента сдачи заказа.Как быть предпринимателю у которого не хватает оборотных средств?Обращаться в банк?Любой предприниматель умеющий считать свои деньги понимает что такой %(от 20 и выше) губительный для бизнеса.Такими условиями участия в госзакупках еще происходит "отсекание" "ненужных" участников конкурса.Приведу пример, ВУЗ проводит аукцион по подписке на периодические издания.Список отдается на просчет в агентсво подписки с которым оно работаетв данный момент (для уточнения суммы на которую нужно выставляться).Агенство подписки в свою очередь дают информацию заказчику что на рынке много недобросовестных поставщиков и нужно ужесточить условия аукциона такими условиями как 1)Оплата по факту поставки товара 2)обеспечение исполнения контракта выраженная в денежной сумме которую нужно перечислить на р/ся заказачика.В свою очередь агентство(которое просчитало список) уже заложило все финансовые издержки в просчитанный заказ.В итоге при таких жестких условиях на конкурс выходит один участник который и является победителем.Сами понимаете кто.Госзакупки должны быть прозрачными,без лобирования чьих либо интересов .Почему в нашей узкой специализации подписка на периодические издания, государственные и муниципальные заказчики оплачивают не 100% предоплату как было например в 2009г а по факту поставки товара? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 16:03 ] Уважаемый Дильшад! Рекомендую Вам обратиться в Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства (г. Омск, ул. Чапаева, 111, офис 303, (3812) 21-31-26, http://fond-omsk.ru/). Фонд предоставляет микрозаймы в сумме не более 600 000 рублей с максимальным сроком предоставления не более 12 месяцев под низкий процент. Мы сами пользуемся его услугами, когда возникает необходимость в средствах под обеспечение участия в торгах либо обеспечение госконтракта. |
Сергей Иванович, заместитель директора Г-н Дрягин, вот что меня интересует. В конкурсную документацию входит проект государственного или муниципального контракта. Если меня, как участника конкурса, в нем что-то не устраивает, имею ли я право настаивать на внесение изменений? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 16:01 ] Уважаемый Сергей Иванович! Поскольку контракт – составляющая конкурсной документации, Вы вправе обжаловать любые положения конкурсной документации, если видите в них нарушения законодательства или ограничения для собственного участия, до размещения заказа (т.е. до подведения оценки и подписания контракта с победителем). Порядок обжалования изложен в главе 8 Федерального закона № 94-ФЗ. Если Вы – победитель, в этом случае следует действовать в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (гл. 28 с учетом особенностей для договорных отношений в сфере госзакупок) , т.е. направить государственному заказчику протокол разногласий. Но первый путь (обжалование конкурсной документации) – более перспективный и правильный, поскольку позволит Вам, в случае победы, заключить контракт на обоюдовыгодных условиях без ущерба срокам. |
энергетик если выявляешь "уловки" и "неточности" - обращаться в ФАС? или какими-то другими способами это решается? вы, если не ошибаюсь, периодически судитесь.. |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:56 ] Во-первых, необходимо послать запрос за разъяснениями в государственный или муниципальный орган, который размещает заказ. Во-вторых,правильно рассчитать время подачи возможной жалобы в УФАС. В-третьих,обратиться в суд. Но суд, как правило, признавая Вашу правоту, не выносит решения о возврате средств, если контракт был заключён с другим подрядчиком. Поэтому обращение в суд - это дело принципа. |
Михаил Цыгал (корпоративный юрист) Одной из главных тенденций последнего времени стало страхование исполнителями своей ответственности по контрактам, связанным с реализацией заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Вадим Владиславович, существуют ли правовые проблемы страхования ответственности по муниципальным контрактам в Омске? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:50 ] Мы несколько раз обращались в страховую компанию и наши просьбы всегда удовлетворялись. С правовыми проблемами мы в своей работе не сталкивались. Более того, в 2009 году мы подписали соглашение с Фондом поддержки и развития малого предпринимательства, с Союзом предпринимателей и компанией "Росэнерго" об оказании помощи предпринимателям в участии в конкурсах с целью предоставления страховки и залога под обеспечение госконтракта. |
Александр Анатольевич, руководитель Вадим Владиславович, скажите, пожалуйста, какие подводные камни в торгах и аукционах вы уже для себя нашли? На что сразу же стоит обратить внимание? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:45 ] "Подводные камни" таятся в скрытых органичениях для участников. В конкурсах - это критерии "качество", "квалификация". Особенно много было "мелкого жульничества" со сроками: например, подмена критерия "предоставление гарантии" фактическим исполнением какого-либо этапа выполнения контракта. Также распространены неточные формулировки технического задания, когда подрядчик не получает полного представления об объёме работ. В поставках товара незаконны требования ограничения к характеристикам товарной группы. |
омич Алексей Скажите, насколько часто вам удавалось самим выигрывать эти тендеры? мне кажется схемы не очень прозрачные... |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:25 ] С приобретением опыта и продуманной тактики подачи документов на чужой территории из 10 госзаказов мы забираем 5-6. Речь, естественно, идёт о конкурсах. |
Елена, СМО Вадим Владиславович, не является ли нарушением Закона № 94 оценка заявок на участие в конкурсе по трём критериям,указанным в конкурсной документации, из которых 2 критерия заведомо одинаковы у всех участников конкурса, в том числе цена контракта, а третий - решающий критерий - опыт работы? По данному критерию -"опыт работы"- стать победителем всех проводимых конкурсов на территории может только один участник, который вскоре может стать монополистом в данной сфере деятельности. Заранее спасибо. |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:21 ] Уважаемая Елена! Согласно Постановлению «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» от 10 сентября 2009 г. № 722 (далее – Правила) значимость таких критериев как «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» и «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара», а также их совокупная значимость не могут превышать 20% и для НИОКР - 45%. Значимость критерия «цена» определяется Правилами не менее чем в 35%, но заказчики стараются его как можно более «укрупнить» (на практике это – 55-80%). Таким образом, на третий критерий остается максимум 20% при проведении НИОКР и максимум 45% - при других закупках. Эту долю отдают, как правило, на «сроки (периоды) поставки товара выполнения работ, оказания услуг». И вот здесь, вероятнее всего, все участники заявят минимально возможный срок, чем фактически выведут эти проценты из расчета. Но и в этом случае «опыт работы» станет решающим только при проведении торгов на НИОКР при определении значения критерия «цена» в 35-45%. Если видите такой низкий процент на «цену», конкурс, точно, коррумпирован, хотя, если нет нарушений в конкурсной документации, его будет сложно обжаловать. В нашем случае нужно искать нарушения для обжалования и аннулирования торгов в формулировке критериев оценки заявок на участие в конкурсе, поскольку именно туда чаще всего «прячут» условия, ограничивающие возможность участия в торгах всех желающих. |
сергей как думаете кто должен заниматься тендерами в компании. конкретный специалист или руководитель отдела продаж скажем. насколько много времени уходит на документы |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:19 ] В зависимости от размера фирмы, но лучше всего, когда подготовкой конкурсной документации занимается опытный специалист с профессиональным знанием предмета контракта и имеющий серификат "управления государственным и муниципальным заказом". |
Татьяна Уважаемый Вадим Владиславович! Уточните, пожалуйста, во всех ли конкурсах на получение госзаказа могут участвовать мелкие предприниматели? Просто часто не решаюсь участвовать в конкурсах, наверно, государство только крупным предприятиям доверяет. |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:12 ] Участие субъектов малого предпринимательства (СМП) в размещении государственных и муниципальных заказов регламентирует статья 15 Федерального закона № 94-ФЗ. Заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у СМП в размере от 10 до 20% общего годового объема поставок по перечню товаров, работ, услуг, установленному Правительством РФ. Информация о проведении таких закупок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок. Заявки участников, не являющихся СМП, отклоняются. Начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа у СМП на поставку товара или выполнение работ сейчас не превышает три миллиона рублей, при размещении заказа на оказание услуг - два миллиона рублей (это ч. 21 ст. 65 «Переходные положения» Федерального закона № 94-ФЗ). Тем не менее, эта норма – скорее не ограничение, а преференция для субъектов малого бизнеса, поскольку закон не ограничивает их участие в торгах и котировках цен, которые осуществляются «для всех». Если предложение СМП соответствует требованиям государственного или муниципального заказчика, он вправе участвовать в торгах или котировках цен наравне с любым другим хозяйствующим субъектом или физическим лицом. А вот при размещении заказа у СМП не допускается участие представителей крупного бизнеса, бюджетных учреждений, физических лиц. |
Привет из "Оши" Вадим Владиславович, я давно знаю Вас и вашу компанию. не знал, что "ГЭПИЦЕНТР" является экспертом в этой области. Как Вам это удалось? |
Вадим Владиславович Дрягин [ 15:09 ] Дело в том, что мы не разделяем для своих менеджеров их функции и функции юриста, поэтому участвуя в конкурсах, наши сотрудники приобретают опыт. Кроме того, мы обучили двух своих специалистов, которые профессионально разбираются в теме размещения заказов, и имеют сертификаты. "ГЭПИЦентр-II" участвует во всех конкурсах по профилю своей деятельности, проводимых на территории Западной Сибири, поэтому опыт приобретается очень быстро. |
Жанна Ткаченко [ 15:02 ] Добрый день, уважаемые посетители городского информационного портала «Деловой Омск». Ждём Ваших вопросов по государственным и муниципальным заказам. |