Строительство омского метро недаром называют главной стройкой города, которая является таковой уже на протяжении многих лет. Метрополитен начали стали строить еще в 80-х годах прошлого века. Омичи с нетерпением ждут его открытия, кто-то уже и не надеется на то, что это когда-нибудь случится. Между тем, метрополитен включен в число стратегически важных объектов подготовки к празднованию 300-летия Омска. Указ об этом подписал Президент России в январе 2007 года.
Обещанного ждут годами
Строительство первой линии метро в Омске осуществляется в две очереди. Первая очередь предполагает введение линии с тремя левобережными станциями – «Заречная», «Кристалл» и «Соборная» и одной на правом берегу - "Библиотека им. Пушкина". Протяжённость пускового участка - 6,9 км. Первая линия метро будет продолжена в направлении поселка Солнечный с одной стороны, улицы Рабочая — с другой. В ее составе будет 13 станций. Таким образом, метро соединит «спальные» районы левобережья с центром Омска. Тем более в последние годы там ведется активное строительство объектов разного значения: возводятся новые микрорайоны, появляются школы, больницы, общественно-деловые центры.
Первый участок метро планировалось запустить в 2008 году, но этого не случилось. Главная причина срыва – задержка в финансировании строительства. Есть опасения, что в связи с экономическим кризисом возможно сроки сдачи метро оттянутся еще на несколько лет. Всего на первой линии планируется около 11 станций с общей длиной линии метрополитена 13,6 км. Общий пассажиропоток оценивается в 330 тыс. чел./сутки.
Для увеличения темпов строительства летом 2008 года приобретен современный тоннелепроходческий комплекс Lovat. Высокотехнологичное оборудование канадской фирмы, доставленное в Омск из Ванкувера, позволит омским метростроителям вести проходку непосредственно под зданиями, исключая угрозу просадок. При этом скорость проходки тоннелей омского метрополитена вырастет до 15 метров в сутки.
Вторая линия метрополитена, в которую будет входить 17 станций, протянется от железнодорожного вокзала до завода СК. Пересадку с одной линии на другую можно осуществить на двухэтажной станции с рабочим названием «Торговый центр». Строительство второй линии омского метро планируется начать после 2015 года.
Третья линия омского метро должна связать Старый Кировск с Амурским поселком. После выноса аэропорта за пределы городской черты, здесь появится возможность использования освободившихся площадок под строительство большого микрорайона. А вслед за этим потребуется транспортная связь со всеми районами города Омска.
Метродепо изначально планировалось расположить в районе улиц Рабочих. Но это потребовало бы дополнительных финансовых затрат в связи со сносом частного сектора. Поэтому решено построить метродепо на одном из пустырей левого берега Иртыша.
Оно нам надо?
По оценке специалистов НПО «Мостовик», являющегося генподрядчиком строительства, по техническим решениям, автоматизации, управлению, подвижному составу омское метро станет метрополитеном XXI века. Однако, судя по опыту наших соседей-новосибирцев, где метро никаким образом не решило проблему транспортной перегрузки, есть все основания полагать, что и в Омске метро может не справиться с главнейшей своей функцией – разгрузить наземные магистрали. Ведь не только общественный транспорт создает пробки на дорогах. В первую очередь, они возникают от ежегодно увеличивающихся автомобилей на дорогах города.
Строительство метрополитена – дело очень затратное. Основной объем финансирования метро в Омске осуществляется за счет средств областного бюджета. С 2000 года, когда региональными властями была пересмотрена схема метро, на этом объекте освоено более 7 млрд. рублей. Федеральная поддержка (полагающиеся по закону 20%) не всегда была своевременной и достаточной. В 2005 году из федерального бюджета было направлено на строительство метро в Омске 106 млн. рублей, в 2006 - 178,9 млн. рублей, в 2007 - 535,5 млн. рублей. На 2008 год объём финансирования определён уже в размере 600 млн. рублей. Общая сумма затрат на первый пусковой участок оценивается примерно в 15 млрд. рублей.
Однако есть мировой опыт, когда строительство метро требовало куда больших расходов. Например, в Лос-Анджелесе в 2000 году открылась последняя линия самой дорогостоящей подземной транспортной системы в мире. Эта ветка длиной 10 километров завершает реализацию проекта, которая обошлась в более чем $4,5 млрд. и длилась более 13 лет. Этот объект также подвергался критике из-за задержки при строительстве, из-за перерасхода средств. Как известно, Лос-Анджелес находится в сейсмоопасном районе Америки, и инженерам приходилось бороться с наводнениями, оползнями и обвалами…
Это интересно
Самое длинное метро в мире находится в Лондоне. Его длина составляет более 400 км. Кстати, в 2013 году это метро отпразднует 150-летний юбилей. Возможно, в ближайшие годы самым протяженным станет пекинское метро – здесь планируется построить примерно 561 км рельсового пути. Самое короткое метро в Хайфе (Израиль) - одна ветка на гору Кармель.
Самое глубокое метро в мире построено в Пхеньяне, столице Северной Кореи. Оно расположено примерно на глубине 120 м, а в некоторых местах и на 150 м. Это метро по своему оформлению своеобразно и полностью подчинено идеологии. Например, в каждом вагоне метро можно увидеть портреты политических лидеров. Но реклама в этом метро отсутствует, в отличие, например, от московского метро.
Гонконг славится первым в мире полностью автоматизированным метро. Здесь поездами управляют не машинисты, а компьютеры. Это метро предельно технократично: повсюду хромированные поверхности, гладкие стены, зеркала, плазменные экраны, электронные указатели.
Добавить комментарий
Комментарии (2)